Информационно-методическое оснащение деятельности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей как фактор повышения их профессионализма, страница 14

3) Развивающий потенциал методического оснащения в отношении  ребенка.

3. Новизна методических фондов.

1) Наличие методических материалов, имеющих научную или практическую новизну.

2) Наличие авторских разработок, методических материалов, отражающих продуктивную деятельность педагогов-авторов.

4. Разнообразие материалов.

1) По целям и функциям (по назначению).

2) По содержанию (тематике, направлениям деятельности, компонентам образовательного процесса).

3) По видам и жанрам продукции (проекты, программы, планы, познавательные материалы, дидактический и раздаточный материал, наглядные пособия, учебные пособия, сценарии, рекомендации и пр.).

4) По формам представления (картотеки, книги, папки, фоно-, видеотека, периодика, описание опыта).

II. Организация методических фондов.

1. Определенность подходов к систематизации материалов.

2. Наличие системы расстановки (хранения) материалов, удобства ее использования.

3. Наличие выходных данных каждого материала (автор, время написания (год издания), место и время апробирования, библиография и пр.).

4. Наличие справочно-поискового аппарата (картотеки) и грамотность его ведения.

5. Аккуратность внешнего вида материалов.

III. Распространение информации.

1. Культура информационно-методического обслуживания.

2. Разнообразие способов и форм распространения информации.

3. Грамотность подготовки информации к распространению.

4. Оперативность распространения информации.

5. Наличие системы обратной связи.

Следующим условием эффективности информационно-методического оснащения можно назвать грамотное использование  информации пользователями. К сожалению,  не все педагогические работники умеют пользоваться информационно-методическими фондами (особенно компьютерными), грамотно применять предлагаемые методические знания (часто берут лишь технологии, формы, методы, приемы). В конечном итоге они не достигают желаемого результата. В связи с этим можно говорить об относительности влияния информационно-методического оснащения на повышение педагогического профессионализма.

Еще одним условием эффективности информационно-методического оснащения является поддержка со стороны управленческих кадров деятельности по распространению информации. Здесь уместно назвать такую проблему, как информатизация системы дополнительного образования детей, решение которой зависит на только от самих учреждений дополнительного образования, но и от управленческих структур разного уровня.

IV. Заключение

Даже самые общие выводы по результатам проведенного исследования свидетельствуют о том, что существует определенная зависимость между уровнем информационно-методического оснащения педагогической деятельности и уровнем профессионализма педагогических работников. Вопрос в том, кто осуществляет это оснащение - сам педагог или методические (управленческие или какие-либо еще) кадры. Как уже отмечалось, довольно сложно определить меру влияния внешнего информационно-методического оснащения. И все-таки, если информационно-методический центр качественно организует свою работу, если к его работникам обращается за помощью все большее количество людей, можно говорить о том, что функция повышения профессионализма педагогических кадров выполняется.

Данная работа является первой попыткой автора представить в печатном виде имеющийся опыт работы ИМЦ ГУ ЦДЮ по информационно-методическому оснащению деятельности педагогических работников УДО с точки зрения влияния на повышение их педагогического профессионализма. Заявленная тема вплотную соприкасается с рядом проблем, которые не были рассмотрены, но в свою очередь влияют на уровень результативности как ИМЦ в целом, так и каждого конкретного методиста в его взаимодействии с педагогическими работниками:

* Подготовка методических кадров, обеспечивающих информационно-методическое оснащение.

* Взаимообмен информацией. Создание единого банка педагогической информации по дополнительному образованию.

* Сохранение авторского права на методические и программные материалы.

* Внедрение новых информационных технологий в педагогическую деятельность работников системы дополнительного образования.

* Управленческая и финансовая поддержка создания информационно-методических фондов УДО, их техническое оснащение.