Специальные главы химии: Рабочая программа, методические указания к выполнению контрольных работ и индивидуальные задания, страница 2

Иметь представление

- о предмете органической химии(неорганические и органические вещества; органогенные и биогенные элементы и их валентности, об особенностях строения атома углерода);

- об основных положениях теории строения органических соединения А.М. Бутлерова с современных позиций;

- о двух моделях строения атома – планетарной (ПМ) и квантово – механической (КММ), понятиях «орбита» и «орбиталь»;

- о видах химической связи (ионная, ковалентная, донорно-акцепторная, водородная);

- о вариантах разрыва ковалентной связи (гетеро- и гомолитической);

- об электроотрицательности элементов;

- об эффектах сопряжения (π─ π и р─ π);

- об изомерии органических соединений, - химическая; электронная; пространственная (цис – транс, конформационная, оптическая)

Знать

          - теорию гибридизации атомных орбиталей (АО → ГАО) и величины валентных углов между гибридными орбиталями (ГАО) в sp3-, sp2-, sp- состояниях атома;

          - как и какими орбиталями образуются сигма-связь (σ) и  пи-связь (π),  кратные связи между атомами;

          - индуктивные (+I и –I) и мезомерные (+М и –М) эффекты влияния атомов друг на друга;

          - шесть типов органических реакций (замещения, отщепления, присоединения, изомеризации, синтез, расщепление);

          - электрофильные и нуклеофильные реагенты (частицы);

          - механизмы химических реакций (свободно – радикальный, электрофильный и нуклеофильные);

          - три стадии цепных реакций.

Уметь

          - писать структурные формулы (развернутые, компактные, условные, обобщенные);

          - по структурной формуле органического соединения определять тип гибридизации орбиталей каждого атома  и строить геометрическую модель молекулы (или её каркаса);

          - на основе знаний о структуре молекулы и о характере влияния друг на друга её атомов, прогнозировать химические свойства данного вещества (кислотно – основные, склонность к замещению, отщеплению, присоединению и т.д.)

Указания к выполнению заданий из  Раздела 1: графические построения выполняются  простым карандашом с использованием линейки. Размеры моделей молекул, орбиталей и др. графических объектов должны быть  порядка (2-5)см ´ (10-15)см. Все сигма-связи (σ) и пи-связи (π) отображаются графически, а также под рисунком модели указывается их число, виды и области перекрывания электронных орбиталей .

Пример: 2 σ(sp3 – sp2) – лобовое перекрывание орбиталей (т.е. на оси, связывающей ядра атомов) или  π(pz - pz) – боковое перекрывание орбиталей.

Тема 1. Строение молекул органических веществ.

Задания к теме 1.

1. Какие из приведенных соединений относятся к органическим: СО2; Na2CO3; CH3NHCH3; C2H5OH; CH3COONa; CaC2; Na2C2O4;   CS2;                          H2N-(CO) – NH2?

2.  Какие из приведенных соединений относятся к неорганическим? 

 СО2; Na2CO3; CH3NHCH3; C2H5OH; CH3COONa; CaC2; Na2C2O4; CS2;          H2N-(CO) – NH2;CS2.

3. Что является критерием деления веществ на органические и неорганические?


4. Что является причиной многообразия органических веществ?

5. Укажите различия в основных положениях современной теории химического строения органических веществ и  в ХIХв.  


6. От чего зависят свойства каждого атома в молекуле органического вещества?


7. Какое из положений теории А.М. Бутлерова объясняет различие в реакциях соединений одинакового состава:

2CH3-CH2-O-H + 2Na ® 2CH3-CH2-O-Na+ + H2
CH3-O-CH3 + Na ® реакция не идет

Свойства веществ определяются не только каественным и количественным составом, но и порядком соединения атомов в молекуле, т.е хим.строением.

Графическое дополнение к вопросу8. Какие соединения называются изомерами, какие гомологами?



9. Какие из данных соединений являются изомерами?

10. Что такое электронная орбиталь?


11. Укажите типы орбиталей (в) и (г):

12. Укажите типы орбиталей (а) и (б):

s – Орбиталь может быть ориентирована в пространстве единственным способом, так как имеет форму шара.

р-Орбиталь (формы гантели) может ориентированная вдоль оси Z и что р- подуровень состоит из трёх орбиталей – рх, ру и рz

Тема 2.Основные определения.

Задания к теме 2.

1. Что такое электроотрицательность атома? Пользуясь таблицей электроотрицательностей элементов (см. таблицу электроотрицательностей) определите, в каком порядке будут располагаться по своей полярности связи С-Н, С-F, O-H, N-H. Укажите, какой  из элементов в этих связях будет положительным, а какой отрицательным?

2. Как изменяется электроотрицательность элементов в Периодической системе – в периоде?

3. Как изменяется электроотрицательность элементов в Периодической системе – в группе?

4. Укажите соединения, в которых имеются только ковалентные связи:
 СН4; CH3NH2; MgF2; Na2C2O4; CH3ОNa.

КОВАЛEНТНАЯ СВЯЗЬ- тип химической связи, характеризуемый увеличением электронной плотности в области между химически связанными атомами в молекуле по сравнению с распределением электронной плотности в своб. атомах

5. Укажите соединения, в которых имеются ионные и ковалентные связи: CH3COONa;CF4; MgF2; CH3ОNa; Na2C2O4; СН4.

6. Укажите молекулу с наиболее полярными связями: CH4; CF4; CCl4; CH3-O-CH3; CBr4;  CS2.

7. Какие электроны участвуют в образовании ковалентной связи?


8. Какая орбиталь назывется молекулярной? На примере молекулы Н2 укажите связывающие и разрыхляющие орбитали.


9. Какие основные свойства углерода используют при написании структурных формул? Почему структурные формулы также называют формулами строения? Какая связь называется сигма-связью (s - связью) ? Почему ее называют структурообразующей? Какие типы электронных орбиталей могут участвовать в ее образовании?


10. Какая связь называется пи-связью (p-связью)? Какого типа орбитали образуют p-связь?
11. Как происходит гибридизация электронных орбиталей? В чем заключается переход атома углерода в “ возбужденное” состояние?


12. Что представляет собой sp3-гибридизация для элементов 2-го периода?


13. Какая схема соответствует sp2-гибридизации углерода? Понятие ароматичности для циклических ненасыщенных соединений. Правило Хюккеля.