Специальные главы химии: Рабочая программа, методические указания к выполнению контрольных работ и индивидуальные задания, страница 11

Тема 6. Природные источники углеводородов. Переработка углеводородов.

При выполнении заданий темы 6 внимание обратить на такие понятия как: состав и использование природного и попутного нефтяного газов; состав и свойства нефти; продукты, получаемые из нефти; фракционная перегонка, октановое число, пиролиз, каталитический и термический крекинг, риформинг, коксование.

Варианты заданий к теме 6 (раздел 2) в таблице 2.6.

I. Теоретические задания

1. Каковы природные источники углеводородов?

2. Каков состав природного и попутного нефтяного газов?

3. Области применения природного газа.

4. Какие продукты можно получить из природного газа и попутного нефтяного газа? Каково их применение?

5. Каков состав нефти?

6. Каковы способы промышленной переработки нефти?

7. Назовите светлые нефтепродукты. Где их используют?

8. В чем отличие термического и каталитического крекинга по условиям реакции и образующимся продуктам?

9. Что такое риформинг? С какой целью его осуществляют?

10. Каков состав каменного угля?

11. Назовите фракции коксования.

12. Назовите продукты коксохимического производства и их применение.

13. Какие меры необходимо предпринимать для охраны окружающей среды при нефтепереработке?

II. Практические задания

1. Составить две схемы крекинга с образованием соответствующих алканов и алкенов для С8.

2. Написать исходные соединения и схемы риформинга при котором образуются арены – этилбензол и 1,2-диметилбензол (с отщеплением водорода).

3. Написать уравнения реакций для каждой стадии:

н-гептан → н-гептен → метилциклогексан → толуол.

Типовые задания к теме 6.

Задание 1. Составить две схемы крекинга (см. Ваш вариант табл. 2.6) с образованием соответствующих алканов А и алкенов Б.

Задание 2. Указать исходное соединение и схему каталитического риформинга, при котором образуются соединения В.

Задание 3. Составить схему превращений и написать уравнения реакций для каждой стадии: алкан →…→ В.

Таблица 2.6

Варианты заданий к теме 6. Природные источники углеводородов. Переработка углеводородов.

№  варианта

Типовые задания к теме 6

№ ,№

Теоретичес-ких заданий

№ ,№

Практичес-ких заданий

Задание 1

Задание 3

Б, г

Б.ф.

А

Б.ф.

Б

1

С4Н10

С4Н8

бензол

1; 10

1; 2

2

С5Н12

С5Н10

толуол

3; 13

1; 2

3

С6Н14

С6Н12

О-ксилол

2; 11

1; 2

4

С3Н8

С3Н6

этилбензол

4; 13

1; 2

5

С7Н16

С7Н14

М- ксилол

5; 8

1; 2

6

С5Н12

С5Н10

толуол

6; 11

1; 2

7

С8Н18

С8Н16

кумол

3; 7

1; 2

8

С9Н20

С9Н18

П-ксилол

2;  13

1; 2

9

С7Н16

С7Н14

этилбензол

7;  12

1; 2

10

С5Н12

С5Н10

кумол

5; 8

1; 2

Тема 7. Галогенуглеводороды.

При выполнении заданий темы 7 внимание обратить на такие понятия как: строение и и устойчивость изолированных, вицинальных и геминальных ди- и тригалогенидов, их щелочной гидролиз; Б.ф.  галогенуглеводородов; изомерия положения галогена, электроотрицательность галогенов;  изомерия, геометрическая (пространственная, цис-, транс-) изомерия, полимер, индуктивный эффект,

Варианты заданий к теме 7 (раздел 2) в таблице 2.7.

I. Теоретические задания.

1. Какие соединения называют галогенопроизводными и как они подразделяются в зависимости от природы углеводородного радикала?

2. Какие виды изомерии характерны для галогеналканов? Покажите на примере иодпентана.

3. Какой электронный эффект проявляет атом галогена в галогеналканах? Сравните распределение электронной плотности в молекулах 1-иодбутана; 2-фторпропана: 2-бром-2-этилгексана

4.Сформулируйте правило  присоединения гидрогалогенидов по двойной связи (правило Марковникова).

 5. Сформулируйте правило  замещения водорода галогеном в углеводороде (правило Зайцева).

6. Сформулируйте правило присоединения HBr по двойной связи согласно «эффект Караша»  (против правила Марковникова).

7. Объясните почему галогены в моногалоген производных аренов являются орто-, пара- ориентантами в реакциях электрофильного замещения в ароматическом кольце.

8. Какое из соединений — бензол или хлорбензол — будет легче вступать в реакции электрофильного замещения?

9. Укажите, какие классы соединений образуются при гидролизе вицинальных: а) дигалогенидов, б) тригалогенидов.

10. Укажите, какие классы соединений образуются при щелочном гидролизе геминальных: а) дигалогенидов, б) тригалогенидов.

11. Укажите, какие классы соединений образуются при действии цинка на вицинальные дигалогениды.

12. Укажите, какие классы соединений образуются при действии магния на  дигалогениды с адресами: 1,4 -; 3, 6 -; 2, 7.

13. Укажите состав и строение галогенидов из которых можно синтезировать а) алкен; б) алкин; в) алкадиен. 

I. Практические задания

1. Напишите реакции гидрогалогенирования и галогенирования для:               а) пентина- 1; б) 4-третбутилоктина -2; в) 3 – изопропилгексена-2;                   г) 4-третбутилоктадиена -1, 3.

2. Предложите путь получения из ацетилена и необходимых неорганических реагентов бромциклогексана. Напишите схемы необходимых реакций.

3. Предложите путь получения из ацетилена и необходимых неорганических реагентов 1,2-дибромциклогексана. Напишите схемы необходимых реакций.

4. Какая масса брома прореагирует с толуолом массой 1,84 г при монобромировании? Указать какие продукты образуются.                                                         5. Составить уравнения реакций нитрования бромбензола,  и каталитического бромирования нитробензола.