Методическое пособие для изучения дисциплины "Макроэкономика", страница 74

Вагнер – автор закона, в соответствии с которым экономическое развитие должно сопровождаться увеличением удельного веса государственных расходов в валовом национальном продукте. Основными причинами такой закономерности, по Вагнеру, выступают: 1) относительный рост расходов на государственное управление, обеспечение законности и порядка, а также на регулирование экономической деятельности по мере развития общества; 2) повышение эластичности спроса на культурную и благотворительную деятельность государства по доходу ( спрос на названные услуги увеличивается быстрее дохода; 3) рост уровня монополизации экономики по мере промышленного развития, требующего глубокого государственного контроля.

           Скептикам, пытающимся отвести третью причину, заметим: монополия бывает естественной и созидательной. К отраслям естественной монополии, как знает любознательный читатель, относится и железнодорожный транспорт, играющий исключительную роль в экономике России.

Закон Вагнера в 20-ом веке в основном подтвердился. Ряд экономистов утверждает, что этот закон не базируется на строгой теории человеческого поведения или действий правительства и поэтому нельзя рассматривать закон Вагнера в качестве основы прогнозирования будущего общества. Нам контраргументы не представляются убедительными. Социализация общественной жизни – генеральная тенденция развития, накладывающая сильнейший отпечаток и на экономическую жизнь. В отраслях социальной инфраструктуры коммерческие принципы деятельности, свойственные рынку, отвергаются в значительной мере в настоящее время и та же судьба ожидает эти принципы в будущем. Услуги здравоохранения и просвещения должны быть общедоступными, иначе не будет подлинного прогресса. Решение этой важной проблемы в рамках исключительно рыночного регулирования экономики невозможно. Не все, что производится, должно продаваться на условиях извлечения прибыли продавцом. Рыночное регулирование экономики одностороннее и не способствующее господству социальной справедливости. Общественная стоимость медицинских, образовательных услуг, ряда других социально значимых услуг должна включаться в цены товаров и услуг реального сектора экономики, реализуемых по свободным рыночным ценам.

Изучение налоговой системы страны способствует формированию активной гражданской позиции, отвергающей эгоизм и потребительскую психологию. Налоговая система способствует превращению государства в большую семью, в которой граждане связаны не только узами кровно – родственных отношений, но и породненностью по душе. Об этом мечтал наш великий писатель Н.В.Гоголь и необходимо сделать все возможное, чтобы достойные человека идеалы братства и взаимовыручки стали господствующими.

        Налоги, будучи основными доходными источниками бюджета, в известном смысле деформируют систему цен. Но нам в этом факте видится серьезное преимущество цен, регулируемых налогами, а не какой - то недостаток. Ценами надлежит стимулировать разумное потребление. В числе важнейших функций цен должно найтись место распределительной функции. Цены на товары массового спроса в идеале должны устанавливаться на таком уровне, который превращает эти товары в общедоступные. Рыночное свободное ценообразование задачу доступности товаров первой необходимости не решит, а она крайне важна сегодня в России.

Мобилизуя свои основные доходы – налоги, государство получает возможность двоякого влияния на уровень цен социально значимой продукции. Первое средство широко использовалось в экономике СССР и зарекомендовало себя не лучшим образом. Это государственное декретирование продажных цен на искусственно низком уровне, от чего страдали прибыли товаропроизводителей. Государство использовало бюджетные средства для финансирования капитальных вложений в пользу соответствующих предприятий. Другое средство лучше согласовано с типичными для рынка условиями самофинансирования. Государство не препятствует установлению цен на свободном рыночном уровне и дотирует малоимущих граждан.