Методическое пособие для изучения дисциплины "Макроэкономика", страница 73

На макроуровне дело обстоит иначе. Равновесие на рынке благ выражается в равенстве сбережений инвестициям. Но подобное равенство вовсе не гарантирует высокой эффективности общественного производства, хотя и делает тенденцию к повышению эффективности вероятной. Инвестиционные планы реализуются по локальным критериям нормы прибыли на капитал, а не по общественному критерию – максимуму фонда конечного потребления в расчете на совокупные инвестиции.

 Безостаточное использование средств общественного инвестиционного фонда вполне совместимо с острым дефицитом инвестиций в отрасли социальной инфраструктуры. Выделение инвестиций по локальным критериям эффективности способно закладывать диспропорции развития в отраслевом и региональном разрезе.

Равновесие на рынке труда не гарантирует оптимальной занятости по критерию максимальной производительности общественного труда. Занятость профессора торговлей на рынке овощей и фруктов или сторожем на складе способствует снижению безработицы, но не росту производительности труда или удовлетворенности от трудовой деятельности.

Равновесие на финансовом рынке не доказывает наличия оптимальных с общественных позиций решений по переливу дефицитных денежных средств от субъектов, имеющих их в относительном избытке к субъектам, испытывающим недостаток средств. Совместное равновесие на всех перечисленных рынках  сохраняет  и преумножает названные недостатки оптимизации хозяйственных решений. Проблема эффективности общественного производства оказывается в тени проблемы макроэкономического равновесия.

5. Фискальная политика как инструмент макроэкономического регулирования и стимулирования эффективности хозяйственной системы.

5.1. Понятие и современное значение фискальной политики.

Фискальная политика многозначна и трактуется, например Г.С.Вечкановым, следующим образом:

1)  политика правительства в области налогообложения и государственных расходов;

2)  меры, применяемые правительством по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, нацеленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного ВНП;

3)  система регулирования экономики с помощью государственных расходов и налогов.

Казалось бы, из самого определения содержания фискальной политики следует ее исключительная роль. Однако в экономической теории и в практике хозяйственной деятельности, особенно после перехода страны к рынку, наблюдается весьма сдержанное отношение к потенциалу фискальной политики и политики налогообложения как ее важнейшей части. Исследователи не забывают подчеркнуть, что она представляет собой средство внеэкономического принуждения, а следовательно, плохо согласована с рыночной свободой и самофинансированием. Налогоплательщиков изображают жертвой государства – безжалостного собирателя налогов. Например, И.В.Липсиц рассуждает так: « Изучая древние налоговые системы, можно лишь поражаться тому, как люди вообще ухитрялись выживать и даже богатеть при том изобилии налогов, которое обрушивали на них власть предержащие»(  4. , с.483.). Экономисты охотно напоминают о введении Петром Первым налога на.....бороды, чтобы, « ударяя по карману», приучить своих подданных ежедневно бриться. Насколько уместны такие шутки?

 По нашему мнению, отношение к фискальной политике должно быть решительно пересмотрено  в духе трактовки ее роли выдающимся немецким экономистом А.Вагнером(1835-1917), с 23 лет профессором политической экономии и финансов. Вагнер находился под сильным влиянием исторической школы в экономической теории. Он подчеркивал зависимость хозяйственной жизни от правовых условий, выступал с требованием усиления государственной хозяйственной активности. Один из основателей «Союза социальной политики»(1872), созданного для разработки законодательных мер по улучшению положения рабочих. Эти меры Вагнер называл государственным социализмом.