Методическое пособие для изучения дисциплины "Макроэкономика", страница 2

В ходе изложения материала нами  решаются задачи средней степени сложности. Обстоятельное решение задач самими авторами учебного пособия используется как методический прием передачи собственного опыта студентам, аспирантам, слушателям в целях  успешного изучения сложных положений курса. По нашему мнению, решение задач составителями пособия подготавливает студента к самостоятельному решению заданий, способствует лучшему усвоению материала. Рекомендуем в этой связи  читателю тщательно изучить типовые задачи по учебнику Т.А.Агаповой и С.Ф.Серегиной ( 1 ), Л.С. Тарасевича, П.И.Гребенникова, А.И.Леусского( 9 ). Что касается задач для самостоятельной работы и тестов, то изучающий курс легко их найдет по списку рекомендованной литературы.

Статистические данные, если источник не указан особо, принадлежат российскому государственному  федеральному агентству по статистике.

Глава 1. Что изучает и   что должна изучать макроэкономика?

1.1.  О предмете макроэкономики.

Пусть не покажется читателю странным название главы. Вопрос о предмете науки не бывает второстепенным. Официально макроэкономика рассматривается как часть курса «Экономикс», следующая за микроэкономикой. Макроэкономика(от греч. – macros – большой и ойкономия – управление экономикой) рассматривает процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом.  Считается, что «Экономикс» имеет свой предмет, отличный от предмета политической экономии. Такое противопоставление нам представляется искусственным. Экономическая наука едина. Со времени А.Смита(1723-1790) экономика имеет предметом исследование о природе богатства. Важнейшая задача экономической науки – обосновать способы непротиворечивого преумножения личного и общественного богатства. Наука возникла из практических потребностей людей. В условиях объективно существующей ограниченности ресурсов необходимо рациональное их использование. Различные способы преумножения личного богатства не должны приводить к нерациональному использованию ресурсов в общественном масштабе. В противном случае рациональное поведение хозяйствующего субъекта по индивидуальным критериям будет нерациональным в общественном смысле. Эффективность хозяйственной системы будет снижаться.

Удивительно, но при изучении макроэкономики само понятие эффективности  производства и эффективности хозяйственной системы оказалось невостребованным. Например, Т.А.Агапова и С.Ф.Серегина ( 1, с.14.) определяют макроэкономику как отрасль экономической науки, изучающую поведение экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции и равновесия платежного баланса.  Как ключевые при изучении макроэкономики  задействованы также понятия равновесия на рынках благ, рынке труда, рынке денег, общего равновесия и неравновесия. Изучаются природа инфляции, инфляционные ожидания. Рассматриваются модели экономического роста, способы стимулирования и сдерживания конъюнктуры.

Возразим авторам известного и содержательного учебника. В пространный перечень того, чем должна заниматься макроэкономика не попала проблема эффективности общественного производства. А она не обязательно повышается при экономическом росте. Устойчивый экономический рост первого подразделения общественного производства был типичен для СССР. Однако второе подразделение получало недостаточные средства для развития и оказалось в конце концов в кризисном состоянии.

Полная занятость была конституционно гарантирована в Советском Союзе, но при скромных жизненных стандартах населения. При наличном экономическом потенциале граждане страны Советов заслуживали лучшей участи. Полная занятость вовсе не исключает возможности нерационального использования трудовых ресурсов. Названная проблема актуальна и для наших дней.

Авторы учебников по макроэкономике чаще всего даже не выходят на анализ структуры общественного производства и распределительных отношений. Столь важный аспект эффективности хозяйственной системы выпадает из поля зрения.