Методическое пособие для изучения дисциплины "Макроэкономика", страница 34

 Рост цен способен оказывать благотворное влияние на экономику. События вполне могут развиваться по такому сценарию. Государство за счет бюджетных средств проводит массированные мероприятия по повышению пенсий, пособий, заработной платы замыкающих слоев населения. Товаропроизводители реагируют на усиление макроэкономической конъюнктуры повышением цен, но умеренным. Чтобы сохранить и преумножить свои чистые доходы, товаропроизводители расширяют кроме того объем продаж. Таким образом, эффект от повышения доходов разделяется между домохозяйствами и бизнесом.

Критически настроенный читатель возразит: товаропроизводители в реальной действительности ведут себя иначе. Они наращивают цены на всю величину прибавки в доходах. Чтобы этого не произошло, в России требуется создать государственный механизм сдерживания цен, адекватный условиям рыночной свободы и учитывающий специфику незрелого рынка в стране. Государство должно тщательно контролировать известными в экономике средствами движение цен на товары и услуги с малой эластичностью спроса( как правило, они же товары и услуги первой необходимости ). Сдерживающее влияние на весь массив цен следует осуществлять, по нашему мнению, средствами фискальной политики, стимулируя ресурсосбережение и расширение физического объема продаж.

Нуждается в пересмотре утверждение, что одной из главных причин инфляции является повышение заработной платы, следствием которого становится повышение издержек и цен. В этой связи в экономике фигурирует не строгое, но широко распространенное понятие «спираль заработная плата – цены». По логике сторонников надуманной «спирали» повышение заработной платы влечет за собой рост цен, а последний делает актуальной задачу новой индексации заработной платы и так до бесконечности. Следуя подобной логике, целесообразно отказаться от мероприятий по защите реальных доходов граждан. В действительности именно повышение факторных доходов, а заработной платы в первую очередь, стимулирует макроэкономическую конъюнктуру и через нее расширение объема национального производства. Опасность присвоения потребительского излишка( в связи с ростом факторных доходов) продавцами существует. Поэтому государству надлежит системно подходить к политике доходов и к политике цен. Утрата государственного контроля над ценами потребительских товаров не вяжется со стремлением правительства проводить активную социальную политику.

Если правительству, мобилизовав средства фискальной и денежно – кредитной политики, удается сделать невыгодным повышение продажных цен, товаропроизводители будут вынуждены осваивать ресурсосберегающие технологии, расширять производство, добиваясь экономии на условно – постоянных расходах. При директивном повышении заработной платы вовсе не обязательно растут текущие издержки. Зарплатоемкость продукции зависит не только от заработной платы, но и от производительности труда. Опережающий рост производительности труда по отношению к темпам роста средней заработной платы приведет к снижению затрат на производство.

 Юному читателю полезно знать, что в советское время директивно давались задания по темпам роста производительности труда и средней заработной платы в разрезе отраслей. Эта практика заслуживает внимания в условиях, когда товаропроизводители пытаются обесценить государственные мероприятия по социальной защите граждан, взвинчивая цены сразу вслед за индексацией доходов.  

Итак, инфляцию следует правильно измерять и сдерживать с помощью рычагов, находящихся в распоряжении государства. Инфляция – это состояние макроэкономической нестабильности, выражающееся в снижении покупательной способности денег. Сам по себе рост цен не свидетельствует об инфляции. Это закономерный процесс, связанный с господствующей в экономике тенденцией к повышению факторных доходов.

Инфляция – порождение рынка, не сдерживаемого государством. Российский опыт полностью подтверждает кейнсианское утверждение о неэластичности цен в сторону снижения. Один этот факт ставит под сомнение эффективность чисто рыночной экономики. Рыночные агенты – товаропроизводители добровольно не будут бороться с собственным детищем – свободной ценой, ценой продавца. Они заинтересованы в снижении трудоемкости продукции за счет высокой интенсивности труда и в снижении зарплатоемкости продукции. Экономия на заработной плате. Особенно в трудоемких производствах, также желательна, как и экономия на материальных или энергетических затратах. Каждый вариант, если он обеспечивает рост прибыли, принимается товаропроизводителем к сведению. Совершенно свободный в своих хозяйственных решениях товаропроизводитель склонен повышать цены, покушаясь тем самым на реальные доходы граждан.