Методическое пособие для изучения дисциплины "Макроэкономика", страница 6

При формировании экономической политики необходимо учитывать, что западные рекомендации относительно оптимальной стратегии развития мировой экономики и для стран со слабыми экономиками, как правило, носят характер концептуальной дезинформации и имеют целью: а) извлечение дополнительных ресурсов из экономик слаборазвитых стран, б) торможение их развития и в) овладение материальными ресурсами слаборазвитых стран.

Следует согласиться с А.Б.Кобяковым, что имеет практический смысл рассматривать различные начинания Запада в области мировой экономической политики как фактически преследующие узкие эгоистические цели. При формировании экономического курса России следует принимать во внимание, что западное сообщество уже проиграло экономическое соревнование Китаю. А китайские успехи в экономике связаны с успешной интеграцией рыночного и государственного регулирования хозяйственной жизни. Конфуцианство как этико-политическое учение близко нашему народу. Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, не обременяя тяжелыми налогами и повинностями. В основу социального устройства конфуцианство ставило нравственное усовершенствование и соблюдение норм этикета. Нашему народу с многовековыми традициями общинности и соборности( согласия ) идеи конфуцианства близки.

Самая либеральная страна – США – отнюдь не доказала особую эффективность рыночной экономики. При численности населения, составляющей 5% от мировой, США потребляют до 40% мирового объема ресурсов. Ресурсоемкость американской экономики исключительно высокая, что свидетельствует о ее расточительности. Распространение американской нормы потребления ресурсов на весь мир приведет к тому, что ограниченных ресурсов хватит только для 12,5% населения Земли.

Защищая рынок и идею экономической свободы предпринимателя, его сторонники обращают внимание на известные достоинства конкурентного рынка.  Конкурентный рынок в плане защиты интересов потребителя лучше других рыночных моделей. Теоретически он обеспечивает суверенитет потребителя. Но этот суверенитет не доходит до равных прав продавцов и покупателей в области ценообразования. Рыночные цены даже в реально конкурентной среде дискриминируют покупателей. Достаточно обратиться к данным по российскому рынку сельскохозяйственной продукции, традиционно считающемуся конкурентным.

 Конкурентный рынок создает здоровые стимулы к улучшению качества продукции, ее рекламе и обновлению, эффективному послепродажному обслуживанию покупателей, к снижению затрат на производство. Однако необходимо помнить, что модель так называемой совершенной конкуренции представляет собой скорее научную абстракцию, чем фактическое состояние рынка. На практике рынок пребывает в состоянии монополистической конкуренции, олигополии и в других состояниях несовершенной конкуренции, совместимых со стремлением к ценовой дискриминации покупателей.  В условиях  реальной ограниченной  конкуренции сохраняется прибыльная мотивация деятельности бизнеса, создающая конфликт между индивидуальными и общественными интересами.

На уровне первичного хозяйственного звена  вопрос о нравственно- этической стороне хозяйственной деятельности поставлен только в 70-е г 20-го в. в США. Американская исследовательница Л.Неш выделила этические проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются руководители делового мира в процессе своей работы в США. В перечне проблем : жадность, сокрытие фактов и неверная информация, выпуск некачественной продукции, неразумное завышение цен, низкое качество работы и товаров, наличие фаворитов у руководителя и др. Не отрицая важного значения борьбы с перечисленными пороками, отметим, что их устранение не решает задачи согласования индивидуальных, групповых и общественных интересов.

  В общественном масштабе экономическая этика востребована в полном объеме.   Экономика страны как единой хозяйственной системы должна иметь нравственное основание и руководствоваться золотым правилом этики: не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе. Пренебрежение этим правилом приводит к общественным потерям, перекрывающим локальные выигрыши.