Теории межличностного взаимодействия, страница 23

Несмотря на эти данные, единое мнение о роли оценки и конкуренции не сложилось. В своем обширном метаанализе Бонд и Титус (Bond and Titus, 1983) заявляют, что статистика не подтверждает того, что варьирование фактора оценки приводит к изменению феномена социальной фасилитации, если брать за основу «средний результат». Трудно сказать, связано это с методикой получения «средних результатов» или с проблемами, возникающими по ходу проведения экспериментов. И все же большинство исследователей считают, что оценивание и элемент соревнования по меньшей мере каким-то образом влияют на проявление социальной фасилитации (Baron, 1986; Harkins and Szymanski, 1987a, b; Myers, 1987; Geen, 1989). Доводом в пользу этой позиции можно считать то, что в ряде исследований было замечено, что эффекты социальной фасилитации оказывают более сильное воздействие па людей, которые показывают высокие значения по тесту тревожности (Geen, 1980b, 1985), и на тех, кто проявляет особую обеспокоенность своими достижениями и конкурентоспособностью (Gastorf et al., 1980). Однако продолжают оставаться и другие мучительные вопросы, которые стимулируют дальнейшие исследования в этой сфере.

Теория отвлечения внимания как источника конфликта

Согласно этой теории, социальная фасилитация имеет место потому, что зрители, напарники и даже просто рядом стоящие часто вводят исполнителей задания в «соблазн внимательности», следствием чего оказывается конфликт: наблюдать ли за своими зрителями или сосредоточиться на выполнении своего задания. Желание человека принять во внимание все происходящее в таких случаях больше, чем его возможности им управлять, что в результате приводит к возбужденному состоянию и стрессу, которые, в свою очередь, вызывают описанные раньше эффекты социальной фасилитации/социального вреда. Представьте ситуацию, когда вам необходимо срочно отпечатать материал для лекции, в это время звонит телефон, из кофейника начинает убегать закипевший кофе, а ваш щенок начинает грызть книгу, которую вы одолжили у своего профессора. Такая ситуация поможет вам понять стресс, который происходит при конфликте внимания. Согласно авторам этой теории (Baron et al., 1978; Sanders et al., 1978), другие люди могут стать отвлекающим фактором по разным причинам. Но в ситуации выполнения задания основной причиной этого является желание сравнить результаты своей деятельности с таковыми других людей или проследить за реакцией зрителей на нашу деятельность.

У низших организмов внимание к другим особям может быть вызвано тревогой о нападении, борьбой за дефицитные ресурсы, сексуальной привлекательностью или просто стадным инстинктом. Эти отвлекающие факторы часто становятся для животных причиной конфликта внимания. Поскольку конфликт — общепризнанный источник возбуждения, данный теоретический подход способен хорошо объяснить поддержку доминирующей реакции как у животных, так и у людей. Однако теория отвлечения внимания как источника конфликта достаточно спорна, так как утверждает, что отвлечение внимания при выполнении простого задания улучшит деятельность выполняющего, если само задание является пусковым фактором для конфликта внимания. Имеется ряд данных, которые подтверждают эту точку зрения (см. обзоры Baron, 1986; Sanders, 1981). Например, еще в 1933 г. Пессин сообщил, что отвлечение внимания индивидов при помощи огней и гудков улучшало выполнение заданий на запоминание (если уже имелся навык выполнения таких заданий). Похожее улучшение деятельности происходило, если экспериментатор просто наблюдал за испытуемыми. Если говорить короче, то аудитория производит почти такой же эффект, как и механический раздражитель, отвлекающий внимание. Несколько лет спустя Сандерс и Бэрон расширили эти результаты, обнаружив, что отвлекающие внимание предметы производят точно такой же эффект поддержки/вреда, какой обычно производит присутствие других людей на индивидов.

В ходе одного эксперимента Мур (Moore et al., 1988) получил практически схожие паттерны частоты сердечных сокращений и кожной проводимости при выполнении задания на время реакции в присутствии аудитории или с использованием визуальных раздражителей. Здесь снова, согласно полученным данным, можно предположить, что зрители являются отвлекающим фактором. Однако теория отвлечения внимания как источника конфликта не ограничивается утверждением, будто другие отвлекают индивида своим присутствием. Авторы теории заявляют, что конфликт является основной причиной социальной фасилитации. Эту гипотезу не так-то легко проверить непосредственно, но было проведено одно релевантное исследование. Грофф с коллегами (Groff et al., 1983) доказали, что в эксперименте с участием аудитории существует один способ избежать у испытуемого конфликта внимания, а именно дать ему задание, которое потребует уделить внимание аудитории. В этом случае обычный «конфликт» распределения внимания между аудиторией и самим заданием устранен. В условиях низкого уровня конфликта испытуемых просили оценить реакции — позитивные или негативные — человека, которого показывали на телевизионном экране. В этом случае на экран транслировалось изображение помощника экспериментатора, который сидел в нескольких футах от экрана и предположительно оценивал испытуемого. Этот факт был очевиден для испытуемого. Таким образом, если испытуемые смотрели на экран (их основное задание), они одновременно наблюдали и за аудиторией. В условиях высокого уровня конфликта вместо лица помощника экспериментатора на телевизионный экран транслировалась видеозапись. В этом случае, если ис-'пытуемые хотели уделить внимание помощникам экспериментатора (сидевшим в нескольких футах от экрана), им приходилось отводить взгляд от основного задания. Третье условие заключалось в отсутствии помощников-оценщиков при выполнении задания испытуемыми. В каждой из трех ситуаций испытуемых просили сжимать пластиковую бутылку всякий раз в момент оценивания (рис. 2.1). Как прогнозировалось, Грофф с коллегами обнаружили эффект социальной фасилитации на реакцию сжатия только при условии высокого уровня конфликта. Короче говоря, присутствие оценивающей аудитории оказывает свое воздействие, только если вероятен конфликт внимания.