Теории межличностного взаимодействия, страница 18

Вторая причина усвоения норм группы заключается в том, что тот стресс, который мы пережили на стадии превращения в податливый материал, отрицательно повлиял на нашу способность к здравому размышлению. Мы уже не можем адекватно оценить логику (или ее недостаток) аргументов и доктрин воздействующей на нас группы. Опираясь на это, сторонники доктрины убеждают членов своей группы в таких суждениях, которые посторонним кажутся какими-то странными и чудными. Например, небольшая религиозная секта, действовавшая в США в 1970-е гг., убедила своих членов в том, что, якобы для того, чтобы восторжествовать над «плотскими желаниями», им следует воздерживаться от мытья, не прикасаться к другим людям и даже не носить очки (Martin and Young, 1979). Другая религиозная секта проповедовала, что желание спать более 4 или 5 часов в день внушает сам дьявол. Одним словом, стресс сужает фокус нашего внимания, и тем самым мы становимся более восприимчивы, нежели обычно, к слабым и нелогичным аргументам и доктринам; наша способность к высказыванию контраргументов также снижается.

Третий механизм, который участвует в процессе изменения наших личных убеждений — это потребность индивида в идентичности. Массовые движения снабжают нас более высокими целями, которые придают смысл нашим ничтожным жизням. Преданный идее последователь может почувствовать себя особенным, способным к самоотвержению и «делающим историю». Таким образом, многие вопросы бытия, которые беспокоят современного человека, снимаются, как только человек начинает «душой и телом» принадлежать группе.

Последний и, возможно, самый главный механизм, вызывающий принятие групповых ценностей, включает в себя феномен когнитивного диссонанса. Если сказать проще, мы стремимся к оправданию своего поведения. Это стремление особенно сильно, когда наше поведение было необычным и имело серьезные последствия. Основной способ оправдать необычное действие (например, участие Патриции Херст в ограблении банка) — это привести причины, по которым это действие было разумным, правильным или необходимым. Это, в свою очередь, приводит к тому, что индивид начинает принимать доктрину группы и понимать причины ее действий. (Я ограбила банк, чтобы профинансировать революцию, в которой нуждается наше общество, и оповестить о ней.) Следовательно, нет ничего удивительного в том, что группа, осуществляющая индоктринацию, требует от своих «новичков» постоянной, все увеличивающейся самокритики на публике и нападок на их «догруппных» родственников и знакомых. И в самом деле, на начальных стадиях индоктринации от мисс Херст потребовали сделать заявления по радио, направленные против ее семьи. Публичный характер таких заявлений прибавляет им цену, что приводит к тому, что «обрабатываемые» начинают испытывать сильный диссонанс. Большое количество исследований доказывают, что подобные приемы когнитивного диссонанса являются мощнейшим средством для изменения первоначальных убеждений человека (Aronson, 1968), и практически нет сомнений в том, что они играют главную роль при интенсивной индоктринации. Более того, этот процесс может привести к «пошаговому» паттерну усиления приверженности группе, при котором первоначальная уступчивость вызывает изменение личных убеждений, что, в свою очередь, делает индивида более восприимчивым ко все более экстремальным требованиям группы. Такой феномен известен под названием «нога в дверях».

Заключительную фазу интенсивной индоктринации можно назвать стадией консолидации. На этой стадии индивид утверждается в своей недавно приобретенной лояльности по отношению к группе, беря на себя ряд серьезных обязательств и совершая поступки, которые делают отступление почти невозможным (например, человек жертвует в пользу группы свое имущество, вербует новых членов и т. д.). Эта последняя стадия индоктринации ознаменована окончательным принятием доктрины группы и ее политики без ее критического осмысления. Первой реакцией «завербованного» в ответ на негативную информацию о группе будет отрицание и рациональное объяснение. Доктрина воспринимается на уровне абсолютной веры. Поколебать убеждения членов группы представляется очень сложной задачей. Такое практически полное принятие доктрины на веру, возможно, происходит потому, что члены группы не желают постоянно мучать-ся вопросом, является ли идеология группы правильной и оправданной, тратя на это много душевных сил. Приверженец идеологии избегает этого болезненного процесса, просто принимая решение в какой-то момент считать доктрину группы правильной, и с этого времени все требования и аргументы группы принимаются на веру как уже оправданные и истинные. В этом смысле член группы принимает искаженную картину мира, которая позволяет ему избегать любых сомнений. По этой причине «новообращенный», достигший стадии консолидации, будет крайне устойчив к мнениям и убеждениям, исходящим не от членов группы.