Теории межличностного взаимодействия, страница 17

Если изучить классические примеры интенсивной индоктринации, такие как «промывание мозгов» западным гражданам китайскими коммунистами в начале 1950-х гг. (Lifton, 1961) или «обработка» политических диссидентов КГБ в 1930-е и 1940-е гг. , то общая схема интенсивной индоктринации станет ясна (Hinkle and Wolff, 1956). Интенсивная индоктринация состоит из нескольких стадий. Первую стадию можно назвать стадией превращения в податливый материал. Для нее характерны методы, вызывающие дезориентацию и приводящие к стрессу, в их число входит изоляция от друзей и семьи, недостаточные сон и питание, чрезмерная стимуляция (например, переутомление от работы) и стимулирование различных эмоций (к примеру, страха). Патриция Херст четыре недели просидела со связанными руками в темном чулане, к тому же ей часто угрожали смертью. В других случаях подвергаемые индоктринации находились далеко от дома, захваченные вихрем различных мероприятий, лекций, игр, молитв, встреч или загруженные работой; у них не было времени ра полноценный сон и раздумья.

За этой стадией следует стадия уступчивости, во время которой Новичок в группе «пробует» несколько линий поведения, требуемых Группой, в большей или меньшей степени приноравливаясь к общему Коду или неискренне уверяя остальных членов группы в своей преданности общему делу и требованиям. Очень часто в этот период «новички» исследуют, какую выгоду они могут извлечь из подобной уступчивости. В других ситуациях индивиды соглашаются с выдвигаемыми требованиями группы из вежливости или просто потому, что не хотят устраивать никаких сцен. В той ситуации, в которую попала мисс Херст, первоначальное ее желание «присоединиться» к САО было простой уловкой, призванной успокоить группу, которая угрожала ее убить (Hearst, 1982). На этой стадии люди могут изменять свой внешний вид и «пробовать» различные новые паттерны поведения (например, медитировать, заниматься спортивной борьбой, изучать новую доктрину). Эту стадию понять несложно. Причинами таких реакций могут быть угроза, любопытство или сильно выраженная корректность (норма, через которую нельзя переступить). На стадии интернализации людям по-настоящему становится интересно, здесь уступчивость превращается в твердую внутреннюю убежденность.

На этой стадии «новичок» начинает рассматривать вероятность того, что группа, возможно, имеет правильное мировоззрение. Если уступчивость происходила вне процесса интенсивной индоктринации, то она, очевидно, была вызвана ощутимой угрозой со стороны группы или какими-то побудительными мотивами. Как только давление исчезает, исчезает и уступчивость. При интенсивной индоктринации оказывается как легкое, так и сильное давление, причем в течение долгого времени, так что «новички» привыкают к поведению и в результате начинают менять свои внутренние убеждения. Как можно объяснить этот процесс? Во-первых, давление со стороны группы бывает порой достаточно сильным. Вследствие переживаний, полученных на стадии превращения в податливый материал, индивид часто смущен, обессилен и напуган. Такие условия негативно сказываются на уверенности человека в себе и приводят к тому, что он становится более зависимым от других. Дарли (Darley, 1966), например, обнаружил, что эффект конформизма более силен, когда испытуемые напуганы возможностью наказания электрическим током. Помимо прочего, отделяя «новичка» от его семьи и друзей, группа, проводящая индоктринацию, лишает его тем самым доступа к людям, которые могли бы поддержать его первоначальные взгляды. В результате этого индоктринирующая группа становится более мощно действующей силой, особенно при условии, что она выступает как единое целое. Если из исследований конформизма можно извлечь хотя бы один урок, то он таков: мы недооцениваем нашу восприимчивость к социальному влиянию, когда каждый вокруг нас соглашается с определенной точкой зрения. Это верно не просто потому, что суждение группы заслуживает доверия. Как мы уже знаем, группы — это основной источник одобрения. В случаях интенсивной индоктринации группа является единственным источником немедленного одобрения. Это во много раз увеличивает мощь группы, так как мы обычно недооцениваем степень нашей зависимости от позитивных отношений с другими людьми, которые поддерживают наше чувство самоуважения и ощущение благополучия.