Социально-педагогические условия формирования организаторских способностей, страница 9

Отечественные психологи и педагоги, сторонники педагогики поддержки говорят о важности позиции тьютора. Тьютор выступает сопроводителем индивидуальной образовательной программы. Во многих российских тьюторских программах, которые были проанализированы в ходе написания данной работы, везде в качестве важнейшей цели ставится цель самоопределения, под которой обычно понимается способность к  проектной деятельности и не только в рамках учебных задач.   Практически во всех программах выстраивается схема взаимодействия различных «звеньев», специалистов в сопровождении старшеклассника. Многие считают важным вопрос об индивидуальном сопровождении. Но, на наш взгляд, этот вопрос только начал тревожить сознания педагогов, т.к. пока индивидуальное сопровождение пытаются связать с учебными целями и задачами, использовать для улучшения учебных результатов. При этом предполагается, что модель индивидуального сопровождения должна строится на следующих принципах:  

1.  В каждой модели учитываются задачи возраста либо выбираются вневозрастные, имеющие значение  на протяжении жизни  задачи.

2.  При индивидуальном сопровождении ребёнок включается в социально-  значимую деятельность; совместную со сверстниками и взрослым(-и) деятельность, в которой он черпает ресурсы для собственного развития и, соответственно, развивается и реализуется.

3.  Индивидуальное сопровождение обязательно включает в себя индивидуальный подход к каждому ребенку, что предполагает наблюдение за ним, поддержку, и в случае возникновения у него проблем и вопросов- индивидуальные беседы, консультации.

4.  В каждой модели тьтотор, сопроводитель является посредником между старшеклассником и школой/ определённой ситуацией развития, пространством этого развития. Деятельность тьютора основана на принципе « открытого действия». Ребёнок в процессе сопровождения выступает субъектом. [14; 15; 28].

2.2.  Анализ социально- педагогических условий старшей школы Гимназии №1 «Универс».

Итак, социально- педагогические условия Гимназии №1 «Универс». По нашему мнению, важно здесь выделять учебную и внеучебную деятельности и множество ресурсов школьного пространства, которое предоставляется личности.

В миссии Гимназии значатся следующие цели по отношению к учащимся: «способность к исследованию, способность к эффективной коммуникации и организации взаимодействия, способность и умение принять решение,  способность осуществлять принятое решение, способность постоянно осваивать новые типы деятельности». [41].  По сути, цели « способность к организации взаимодействия, способность и умение принимать решение и способность осуществлять принятое решение» являются теми организаторскими способностями в учебной и внеучебной деятельности, которые  стремятся сформировать в школьном пространстве.

Старшая школа Гимназии №1 очень отличается от подростковой ступени: нет классов в том виде, в  котором  они были в подростковой ступени; классы носят чисто формальный характер, являются теми группами, члены которых встречаются на классном часе раз в неделю и проводят вместе досуг. И это тоже является одним из социально- педагогических условий, способствующих формированию организаторских способностей. Прежде всего, в этой ситуации старшеклассник стремится организовать себя, сделать определённым своё существование в старшей школе и учится согласовывать собственные действия с действиями других участников пространства школы.

Ещё одним из социально- педагогических условий, способствующих формированию организаторских способностей, является выбор, который обеспечивает индивидуализацию учебного процесса.  В учебной деятельности этот выбор состоит в том, что  старшеклассники выбирают элективные курсы, выбирают педагогов- предметников и уровни изучения каждого предмета (базовый, профильный, углубленный), темы и направления творческой, исследовательской и проектной деятельности( творческие работы). Как известно, старшеклассники связывают учебную деятельность с планированием собственного будущего, принятием решений насчёт интересующих областей, а затем и насчёт ВУЗа, специальности. И ситуация выбора в учебной деятельности способствует осуществлению этих задач возраста. При этом в ситуации выбора личности необходимо проявлять и свои организаторские способности: принимать решения, планировать деятельность, выявлять полезные для реализации в деятельности ресурсы, добиваться планируемых  целей и т.п.