Социально-педагогические условия формирования организаторских способностей, страница 10

Во внеучебной деятельности также одним из значимых условий является выбор. Особенно хотелось бы отметить в качестве значимого выбор классного советника. Старшая школа проводит двухдневный выезд десятиклассников и педагогов, желающих стать классными советниками.  Во время этого выезда  каждый десятиклассник знакомится с педагогами, выбирает из них классного советника, затем происходит знакомство с классом, т.е. другими старшеклассниками, которые выбрали одного и того же классного советника. Образовавшийся класс совместно с советником выбирают название класса, девиз, определяют функции, области ответственности, обязанности каждого учащегося в классе, оговаривают совместную жизнь на ближайшие два года. Этот выбор также способствует формированию организаторских способностей, поскольку старшеклассник учится в этой ситуации принимать решение, планируя свою жизнь в социуме старшей школы. И в дальнейшем, после этого выбора, он учится координировать свои действия с действиями классного советника и одноклассников, выстраивать деятельность в социуме школы. И  это является одним из важнейших составляющих организаторских способностей, которое не представляется возможным формировать в учебной деятельности.

Также одно из социально- педагогических условий - расширение пространства социальной деятельности. Расширение пространства социальной деятельности обеспечивается включением старшеклассника в различные формы публичных презентаций (научно-практические конференции, социальная практика, конкурсы, выступления, школьные праздники и т.п.),; организацией учебных и предпрофессиональных стажировок и практик и возможностью участия в принятии решения относительно Гимназии в целом (школьное самоуправление, коллегия, участие в деятельности Управленческого совета). По нашему мнению, это наиболее ярко проявляется в школьном самоуправлении, деятельности коллегии (в неё  входят по одному представителю из каждого класса старшей школы). Участие в деятельности коллегии позволяет старшекласснику научиться принимать решения, учитывая и отстаивая при этом интересы других его сверстников, которые также учатся в старшей школе, но не входят в состав коллегии.

 Организация мероприятий как один из видов внеучебной деятельности достаточно значим для старшеклассника. Он  пробует себя в этой  деятельности,  а также получает представление о собственных ресурсах, учится планировать деятельность, взаимодействовать в ней с  педагогами и сверстниками;  самоутверждается в этой деятельности, что также соответствует решению задач возраста. Ссылаясь на Уманского Л.И. и Лутошкина А.Н., мы можем говорить и о том, что  в организаторской деятельности старшеклассник учится принимать решения совместно с другими участниками коллектива, учитывая при этом и общие, коллективные задачи, и собственные задачи. Он выстраивает собственную деятельность, ориентируюсь не только на себя, но и на окружающих его людей. [29:41]. Таким образом, старшеклассник  реализуется «в рамке Социума, где базовым процессом является процесс социальных действий и проб».[37].   

2.2.1.  Безусловно, значимым социально- педагогическим условием старшей школы является индивидуальная образовательная программа. О ней мы уже говорили ранее, но здесь появляется необходимость рассмотреть индивидуальную образовательную программу Гимназии №1.

 Ниже мы представим  индивидуальную образовательную программу Гимназии №1 «Универс» 2005- 2006 года. Данная индивидуальная образовательная программа ( официальный документ)  следующая:

Цели и задачи.

1.  Учебные цели и задачи ( представлен перечень учебных предметов, уровни его изучения, профиль обучения в старшей школе; профильная лаборатория; спецкурс; творческая работа)

2.  Цели поступления в ВУЗ и самоопределения ( вопросы о будущей профессии и о ВУЗе, в который в дальнейшем старшеклассник планирует поступать - т.е. в программе ещё и закреплена ориентация на высшее образование).