Социально-педагогические условия формирования организаторских способностей, страница 16

А план Д. относился не к организации какого-либо конкретного мероприятия, а  являлся планом образовательных действий  на ближайшие полгода:

Цель- проба себя в  интересующих сферах, развитие организаторских умений

Ресурсы, которые можно использовать – коммуникабельность, оптимизм, активность, прошлый опыт организаторской деятельности.

1.  Написать хорошую дипломную (творческую) работу по психологии

2.  Нанять репетитора для дополнительного «углубления» в английский язык

3.  Держать успеваемость на прежнем уровне и участвовать в организации школьных мероприятий

4.  Летом поехать в лагерь со школьным театром танца «Калипсо» и выступить там на уровне России.

Планирование деятельности также мотивировало участников на её осуществление:  рассказав нам каждый свой шаг, расписав его мне и самим себе, они   переставали испытывать страх перед предстоящей деятельностью и  возможными её трудностями.  Возможно, потому что  для себя в ситуации планирования они определили многие моменты.

Четвёртый этап – договор.  На этом этапе мы с каждым распределяли функции, обязанности, доли ответственности в предстоящей деятельности и оговаривали то, следует ли нам вмешиваться в ситуацию, если у них возникают сложности и т.п. С четырьмя старшеклассниками договорились о том, что они будут всё делать без нашей помощи, в том числе и разрешать трудности. С Сашей договорились, что вмешаемся в случае, если одноклассники будут подвергать сомнению возможность её участия в мероприятии, не захотят давать ей возможность реализоваться в деятельности.

Пятый этап – деятельностный.  На этом этапе старшеклассники организовывали мероприятия, т.е. реализовывались в значимой для них деятельности. За полгода каждый из них принял участие в организации как минимум трёх мероприятий из четырёх основных: День Св. Валентина, 23-е февраля, 8 марта, 106-й день (праздник  Гимназии).  Мы также иногда включались в эту деятельность в качестве участников для того, чтобы дополнительно стимулировать их на осуществление зачастую непростой организаторской работы. Иногда просто наблюдали за тем, как в этом процессе у них проявляются организаторские способности. Обычно наблюдение происходило на классных часах, в процессе подготовки какого-либо мероприятия и в процессе проведения мероприятия. Наблюдали мы совместно с классным советником (он выступал экспертом) и фиксировали те или иные их способности.

 Можно выделить следующую закономерность: поначалу старшеклассников приходилось мотивировать извне (« нам всем очень поможет, если ты организуешь какой-нибудь конкурс», «себя покажешь с самой лучшей стороны, если подготовишь выступление» и т.п.), стимулировать. Даже контроль с нашей стороны носил стимулирующий, побуждающий к совершенствованию своих умений характер.  А затем у них рождалась внутренняя мотивация на то, чтобы самим придумывать, организовывать и проводить мероприятия, конкурсы. Можно даже проследить  динамику каждого старшеклассника в деятельности. Возможно, формирование внутренней мотивации происходило благодаря нашей моральной поддержке, постоянной уверенности в каждом из них, которая выражалась вербально. Тем самым мы изначально создавали для каждого ситуацию успеха: каждый был успешен, потому что чувствовал себя таковым, даже если у него (неё)  что-то шло не так, как ему (ей) бы хотелось. Старшеклассники изначально благодаря этому  были настроены на то, чтобы оправдать наше и ещё чьё-либо доверие своей деятельностью и её результатами. 

Шестой этап - результативно-аналитический.  На этом этапе мы подводили итоги проведения того или иного мероприятия совместно со всем классом (и с теми, кто не участвовал в сопровождении) и классным советником Т. Ю. обсуждали достоинства и недостатки организации мероприятия, знания и умения, которые приобрели  благодаря организаторской деятельности. И в этих обсуждениях, и в индивидуальных беседах с нами старшеклассники говорили, что приобрели необходимый  опыт  организаторской деятельности и соответствующие  способности.