Социально-педагогические условия формирования организаторских способностей, страница 14

Глава 4. Индивидуальное сопровождение, направленное на формирование  организаторских способностей старшеклассника.

Описание процесса сопровождения.

Стоит сразу сказать о том, что мы искали старшеклассников, у которых были проблемы в реализации индивидуальной образовательной программы, связанные с необходимостью старшеклассника во многих ситуациях быть  взрослым, организатором (т.е. действовать самостоятельно, уметь принимать решения и ответственность за них и их последствия, организовывать свою жизнь и деятельность, планировать и т.п.); и с неумением старшеклассника выступать в этой позиции. Поэтому во время работы в Гимназии №1 «Универс» мы ставили  себе следующую цель:  понять, каким образом разрешаются трудности такого плана, о которых было сказано ранее самими старшеклассниками,  педагогами и администрацией Гимназии; и попытаться выстроить на основании этого индивидуальное сопровождение нескольких старшеклассников с учётом:

·  Особенностей возраста, задач юношеского возраста

·  Самооценки старшеклассника;

·  Представления о его характере ( интроверт- экстраверт; тип акцентуации, если он имеет место) и о жизненных ценностях, целях;

·  Успешности  старшеклассника в учебной и внеучебной деятельности.

При этом  индивидуальное сопровождение обязательно должно опираться на модель организаторских способностей и выбирать адекватные для формирования этих способностей методы и технологии.

Характеристика старшеклассников, принимавших участие в индивидуальном сопровождении.

В индивидуальном сопровождении принимали участие пятеро старшеклассников. Все они- учащиеся десятого класса Гимназии№1 «Универс», среди них- три девушки и два юноши. Считаем, что необходимо рассказать о каждом участнике подробнее, используя те пункты, которые были нами заявлены ранее (самооценка старшеклассника, описание характера, успешность старшеклассника в учебной и внеучебной деятельности).

1.  Д.- девушка, 16 лет. Коммуникабельная, оптимистичная, энергичная, активная,  открытая всему новому.  Знает, чего хочет, имеет представление об интересующих её  сферах деятельности.  Успешна в учёбе и хочет быть успешной в досуговой деятельности.  Но для того, чтобы быть успешной в этой деятельности, ей нужно сформировать организаторские умения, т.к. она не доводит начатые дела до завершения, «скидывает» с себя ответственность за их выполнение, не умеет организовывать своё время. Она сама обратилась за поддержкой к нам после беседы со всем классом на классном часе.

2.  Дима- юноша, 15 лет. Активный, артистичный, инициативный, целеустремлённый, коммуникабельный, эгоцентричный, желает быть постоянно в центре всеобщего внимания. При этом он умеет организовать себя, но не умеет обращать на себя внимание и реализовываться благодаря собственным сильным сторонам. Успешен в учебе- учится, в основном, на «хорошо», изредка получает «удовлетворительно». Участник школьной команды КВН, но, помимо этого, хочет стать участником и жизни класса. Об этом он заявил на сессии по самоопределению.

3.    Митя- юноша, 15 лет. Коммуникабельный, энергичный, артистичный. У него отсутствует интерес к      учёбе, поэтому он в ней не очень успешен. Общается с сомнительной компанией вне школы, но при этом для него авторитетны немногочисленные школьные друзья. Его проблема в неумении реализовывать себя в пространстве школы, если нет поддержки, доверия к нему; сложно выступать инициатором какой-либо деятельности. Досуговая деятельность также значима для него. Это нам удалось узнать на сессии по самоопределению.

4.  Саша-девушка, 15 лет. Интроверт. Самооценка заниженная. Но при этом она отзывчивая, целеустремлённая, ответственная, однако боится проявлять инициативу во внеучебной деятельности, которая для неё важна (об этом она говорила на сессии по самоопределению).

5.  Полина- девушка, 15 лет. Коммуникабельная,  безынициативная и безответственная по отношении ко всему, не касающемуся собственной персоны, отношений и  жизни; поверхностная, умеет отстаивать собственное мнение. Но при этом  может прислушиваться к нескольким референтным сверстникам. К учёбе относится легко, но при этом учится хорошо. На сессии по самоопределению Полина сказала, что ей необходимо реализовываться в досуговой  деятельности, но также, как и остальные участники, она отметила, что ей для этого не хватает организаторских способностей.