Социально-педагогические условия формирования организаторских способностей, страница 6

 Т.е. юноша внутренне уже созрел для того, чтобы включиться в новые взрослые формы жизни, а внешние обстоятельства препятствуют этому, удерживая его в системе прежних взаимоотношений в рамках школы.

Таким образом, у старшеклассника происходят и изменения в мотивационной сфере: его ведущими мотивами становятся мотивы самоутверждения и саморазвития [26;27;4], мотивы включения во взрослое сообщество – задача определения своих отношений с обществом [9;10;16;17], а так же стремление освободится от детских зависимостей [40], которое подкрепляется возникшим  чувством взрослости.  А требования общества  к старшекласснику заключаются в следующем: старшеклассник должен быть граждански и морально зрелым и ответственным и ,кроме того,  определиться с будущей профессией.  Однако социум не позволяет старшекласснику реализовываться в качестве взрослого:  ни в   семье, когда взрослые фактически не допускают самостоятельности ребенка и склонны считать его не готовым к взрослой жизни; ни в стенах школы, где они всё ещё остаются для большинства педагогов  некомпетентными.  Таким образом, требования общества очень противоречивы, т.к., с одной стороны, от старшеклассника ждут ответственного отношения к своему будущему, а, с другой,  ставят под сомнение его самостоятельность, ответственность и взрослость и не дают ему пространства для самореализации.  Сталкиваются чувство собственной взрослости, связанное с биологической зрелостью, появлением личности и ситуацией окончания школы с одной стороны, и восприятие  старшеклассника как ребенка с другой стороны. Это столкновение провоцирует появление чувства недостаточности собственных ресурсов для вступления во взрослую жизнь, которое в свою очередь противоречит появившейся претензии на освоение новых пространств и самоутверждение. Старшеклассник является по различным мнениям и взрослым и не взрослым одновременно: по части качеств (например, биологическое и психическое развитие) он оказывается взрослым, а по части (например, наличие определенного статуса) – нет. Такое рассогласование, отражаясь в самочувствии, противоречит идее целостности личности.  Поэтому старшеклассником эта ситуация переживается, и зачастую именно из-за этой ситуации ему сложно простроить собственный образ как образ компетентной и взрослой личности. Для помощи старшекласснику в построении этого образа и создаются социально- педагогические условия в школе.

Глава 2. Социально- педагогические условия старшей  школы.

2.1. Старшая школа  как пространство взросления.

После анализа особенностей юношеского возраста и  констатации некоторых особенностей социальной ситуации развития данного возраста, нужно отметить и то, что старшая школа совершенно иное пространство развития в сравнении со средней школой. «Ослабление контроля за поведением и успеваемостью со стороны взрослых требует от старшеклассников самостоятельности в организации себя как в учебной ситуации, так и в повседневной жизни». [25].  Сергоманов П.А., опираясь на задачи возраста и выделяя в качестве ведущей деятельности планирование, говорит о том, что изначально при планировании старшеклассники опираются на предыдущие достижения, «а не на оценку адекватности ресурсов и перспектив, в планах отсутствуют соотношения конкретных целей и необходимых ресурсов». [33].  В рамках старшей школы « содержание планирования- согласование личностных ресурсов и притязаний, а психологическая форма планирования- переживание жизненного плана и пробы его реализации». [там же, далее]. При этом важен уровень успешности старшеклассника в настоящем. Необходимым является создание условий для реализации каждого, т.е. создание ситуации успеха. И успех здесь понимается «шире»: не только учебная успеваемость, но и наличие значимой деятельности, самореализация, и при этом собственное совершенствование, индивидуальный прогресс старшеклассника.

Фрумин И.Д. и Эльконин Б.Д. описывают концепцию школы взросления. По их мнению, важно представить в образовательной среде образ взрослости- образ самостоятельного и ответственного действия; и связь возрастов в качестве ресурса для рефлексии пройденных этапов. Таким образом, важными становятся пространственно- временная организация, различные символы и события, которые менее всего описаны, но несут огромный смысл для взросления. [34].