Социально-педагогические условия формирования организаторских способностей, страница 5

1) Обретение идентичности

2) Обретение психосексуальной идентичности

3) Профессиональное самоопределение

4) Развитие готовности к жизненному самоопределению- достаточное развитие ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.        [33].

П. А.  Сергоманов   отмечает, что  выбор профессии мыслится юношей  в рамках вопроса «кем быть?». Ключевым противоречием юности в образовании, по его мнению, является противоречие между заданиями возраста со стороны образовательной системы и задач возрастного развития, которые могут быть решены. Выбор профессии оформляется через язык профессий. В то же время такого языка, как язык реалий у юноши пока нет (есть реалии  языка учебного предмета). [31].

Старшеклассник «определяет образ собственной образованности (компетентности)». Он рассматривает личностные качества в качестве ресурса, необходимого для самореализации. Поэтому, по мнению, Сергоманова П.А. и Лученкова А.В. (из их выступления на конференции «Педагогика развития» в 2004 году  «Возрастно-психологическое обоснование содержания обучения в старшей школе») нужно выделять планирование в качестве ведущей деятельности возраста и поддерживать старшеклассника в этой деятельности. [32].

Поливанова К.Н. говорит о важности проявления у юноши   способности к «авторскому» действию, которая сформировалась в подростковом возрасте. Старшеклассник становится субъектом деятельности. Тем самым, он имеет не только свою точку зрения, ценностную систему, но и собственную деятельность, область для самоутверждения и самореализации. [27].

Маслоу А. говорит о присущей каждой личности потребности в самоактуализации- становлении себя, самосовершенствовании, самореализации, развитии своих способностей. По его мнению, среда может выступать как способствующей самоактуализации, так и мешающей ей. Поэтому роль школы очень велика, так как необходимо поддерживать мотивацию личности, её стремление к совершенствованию, и предоставлять ей возможности для реализации. Маслоу называет соблюдение школой этих условий «подлинным образованием». И он говорит о важности самоактуализации в юношеском возрасте. [19].

Однако,  не смотря на понимание основных задач и особенностей возраста, в жизни старшеклассника не всё просто и однозначно. Поэтому на основании различных психологических теорий  возраста  важно было отметить и «проблемные» точки, конфликтные моменты в социальной ситуации развития.

Проблема старших школьников в том, что они еще не готовы к предъявляемым обществом требованиям относительно личностного и жизненного самоопределения.Объективная ситуация жизни старшеклассников задается прежде всего ситуацией окончания школы. Юноши и девушки находится на пороге вступления в самостоятельную взрослую жизнь – и это, по мнению множества психологов, является тем самым существенным в обстоятельствах жизни старшего школьника и характеризует условия решения возрастных задач.  В данный момент старшеклассник является самым взрослым в школе, однако, по сути, он остается в стенах все  той же школы, что и более младшие учащиеся.  Все новообразования подросткового возраста (их мы упоминали выше) доказывают, что старшеклассник может получать более сложные умения и навыки  и  включаться  в трудовую жизнь.

 При этом  у  старшеклассника изменяется видение взрослого благодаря ориентации на деятельность. Если в подростковом возрасте позиция взрослого зачастую воспринималась подростком враждебно, то в юношеском возрасте взрослый начинает восприниматься в качестве партнёра. Причём взрослый (так или иначе)- олицетворение культурных норм, способов деятельности и общения, некоторая идеальная форма, которую подросток стремится сделать реальной. В юношеском возрасте к личности приходит осознание того, что она повзрослела, а это значит, что она может действовать как взрослый, и это, по её мнению является осуществлением, реализацией идеальной формы. Отсюда и видение во взрослом партнёра.