Социально-педагогические условия формирования организаторских способностей, страница 7

  Т.е.  Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. и Сергоманов П.А. пишут о создании социально- педагогических условий в школе, которые способствуют взрослению старшеклассника. Под социально- педагогическими условиями школы мы понимаем  условия организации школьного пространства как системы, в которую входят особенности учебной и внеучебной деятельностей, характер и особенности взаимодействия  участников этой системы, различные события, происходящие в ней.

К тем социально- педагогическим условиям, которые уже были названы выше,  можно добавить  ещё два: индивидуальную образовательную программу и индивидуальное педагогическое сопровождение.

Индивидуальную  образовательную  программу  можно считать как результатом внешних условий, устройства школы, так и результатом того, что впоследствии формируется в сознании старшеклассника – соотнесение его целей с ресурсами школьного пространства и собственными, личностными ресурсами. Опираясь на терминологию Фрумина И.Д. и Эльконина Б.Д., её можно назвать символом взросления.

 Но так сложилось, что зачастую  индивидуальную образовательную программу понимают крайне «узко». Прежде всего, её привыкли рассматривать в контексте профильного обучения. При таком подходе индивидуальная образовательная программа воспринимается как программа, в которой отражён набор предметов, интересующих личность в нужном для неё объёме. Тогда, в лучшем случае, такая программа даёт возможности для поступления в ВУЗ и профессионального самоопределения. Однако это не решает остальные задачи возраста.

По нашему мнению, здесь важно ответить на вопрос о сущности образования. В самом слове «образование» на первый план выступает корень слова - «образ». Следовательно, образование- это складывание некого образа, что даёт возможность определённости личности. Сюда можно отнести и «складывание» образа самого себя, мира, окружающих и т.д. Образование может рассматриваться и как результат, и как процесс. Если мы подразумеваем овладение культурными ценностями, то мы говорим о некотором результате. Если же говорим о развитии, учении, то образование понимается нами как процесс. Исходя из этого, образовательная программа должна рассматриваться не только в рамках овладения, освоения, но и в рамках развития. А для этого задачи в индивидуальной образовательной программе должны ставиться не только учебные.

Программа действительно должна стать « моделью образовательного пути и собственного образа: образа жизни, образа мышлений и образа действий». Она должна стать актуальной потребностям юношеского возраста в самоопределении, самореализации. «Образовательная задача для юноши должна быть «настоящей», т.е. «стоящей», в которую ему действительно имеет смысл вкладываться. В отличие от учебной задачи, образовательная задача должна включать юношу одновременно в три ряда отношений: быть местом для анализа структур реально осуществлённых деятельностей и ситуаций, служить проектом и схемой для организации новых ситуаций и новых деятельностей, быть местом рефлексивных переходов». [25]

  По мнению Черемных М.П., одной из наиболее важных характеристик индивидуальной образовательной программы является взаимодействие между педагогом (взрослым) и учеником. [38]. Именно благодаря взрослому, который может быть для юноши  консультантом, посредником и партнёром  во внеучебной деятельности, происходит «выращивание», развитие  у старшеклассника способности оценивать собственные ресурсы, планировать деятельность, принимать решения, координировать собственные действия с действиями других и т.п.  То есть  все организаторские способности, упомянутые нами, формируются при содействии взрослого в специально созданной для этого ситуации. [18;25;38].     

Учитывая выше сказанное,  становится очевидным то, что для реализации индивидуальной образовательной программы старшекласснику необходимо индивидуальное педагогическое сопровождение.           

Индивидуальное педагогическое сопровождение, используя терминологию Фрумина И.Д. и Эльконина Б.Д., можно считать  событием, благодаря которому происходит взросление.