Социально-педагогические условия формирования организаторских способностей, страница 3

-  разработка модели организаторских способностей

- индивидуальное сопровождение старшеклассников, направленное на формирование у них организаторских способностей.

                  Гипотеза. Индивидуальное сопровождение как одно из социально-педагогических условий школы является средством формирования организаторских способностей старшеклассника.

Методы работы

- беседа

- совместная деятельность

- наблюдение (включенное и не включенное)

- анкетирование

- тестирование

- интервью

Глава 1. Анализ основных психологических закономерностей развития старшеклассника.

 Проблема юношеского возраста (а юношеский возраст- период 15-21 года)  в настоящее время приобрела особую актуальность в связи с глубо­кими и быстро протекающими социальными изменениями, утратой ценностных ориентиров в воспитании подрастающего поколения, резко возросшим количеством самых разнообразных факторов, влияющих на психологический облик современного юношества.

Кроме того, относительно места данного возраста в периодизациях нет однозначно принятого решения. В одни периодизации детского развития он входит , в другие – нет . При этом не проясненными остается как отношение юношества к детскому или взрослому типам развития, так его отношения с предыдущим подростковым возрастом. Вообще этот возраст оказывается мало изученным, поскольку «основные новообразования уже закончились в подростковом возрасте» – юношеский возраст воспринимается зачастую как его завершающий этап и на долю старшекласснику остается «лишь их укрепление и совершенствование».[27] . В таком случае, нам необходимо понять, с чем ребёнок переходит на новый этап, т.е. с какими новообразованиями подросткового возраста продолжается его развитие. Перечислим основные точки зрения, которые используются для описании подросткового новообразования: личность, новый уровень развития самосознания и рефлексия, открытие Я, Я-концепция и  идентичность, и др. Что касается способностей, связанных с данным новообразованием, то  отмечается способность к  рефлексии (Ж. Пиаже), способность к целеполаганию (Эльконин Б.Д.) и постановке задач саморазвития (Цукерман Г.А.) [23;26;27]. Эта способность требует своего включения в деятельность, т.е. старшеклассник начинает претендовать на то, чтобы самостоятельно определять свои цели и координировать деятельность по их достижению.  

         С одной стороны, в юношеском возрасте всё ещё актуальны потребности в самопознании, в общении (как это было и в подростничестве), и, с другой, появляется качественное отличие этих процессов на данном этапе. Самопознание становится уже не просто изучением себя, с целью становления системы ценностных ориентаций, становления мировоззрения и определения смысла собственной жизни, как это было в подростковом возрасте. Самопознание становится осознанием себя в настоящем, обобщением опыта прошлого и выстраиванием,  в соответствии с прошлым и настоящим, образа будущего. Общение, начинает восприниматься  старшеклассником как некоторый ресурс или как составляющая его  деятельности.

Психологи отмечают и то, что учебно- познавательная деятельность в этом возрасте обретает значимость, актуальность, во многом благодаря тому, что начинает связываться старшеклассником с мотивом « реализации жизненных планов». Интересы старшеклассника становятся более дифференцированными. Интересы включаются им в систему собственных ресурсов и целей и связываются с образом желаемого будущего. Поэтому нельзя сказать, что  для старшеклассника значимы только учебные цели: они ценны не сами по себе, а в связи с жизненными планами и сложившимися интересами.

« В отличие от подростка, юноша перестает воспринимать своё настоящее как подготовку к взрослой жизни. Теперь он не готов просто «учиться»; он должен жить, и жить по-настоящему». [25].

Если же  задумываться о том, какая  деятельность является ведущей в этом возрасте, то тоже не находится один ответ. В юности открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить. Главным новообразованием ранней юности является готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению, следовательно,  готовность к проектированию своего пути , что для начала требует оценки собственных ресурсов и недостатков, чтобы в дальнейшем создать проект собственного образа будущего, а затем проектировать себя, регулируя собственное образовательное движение.[4;9;10;16;17;27].