Социально-педагогические условия формирования организаторских способностей, страница 13

По нашему мнению, эта структура даёт очень хорошее представление о многих особенностях организаторской деятельности, о многих организаторских умениях, особенно касающихся взаимодействия людей,  но в ней ничего не говорится об умении планировать,  и недостаточное внимание уделено умению принятия решений. Для нас же эти упущенные способности являются важными, т.к. мы рассматриваем формирование организаторских способностей старшеклассника и выделяем эти умения в качестве ключевых для него.

3.2. Организаторские способности в компетентностном подходе.

Компетентности изначально были введены в сфере бизнеса для оценки деятельности людей. Также на тот момент это нововведение позволяло ответить на вопрос о стандартизации деятельности.                     «Компетентность понимается как совокупность способностей, предметных знаний из разных областей, умений, навыков, позволяющих осуществлять эффективное выполнение определённого вида деятельности (или её аспекта) на определённом уровне».[6].  Описано несколько видов компетентностей, в каждой из которых указаны те способности, которые входят в их структуру.

Организаторская компетентность, которую мы рассматривали,  включает в себя следующие способности:

·  умение принимать решения

·  способность принимать ответственность за собственные решения

·  способность планировать деятельность, прогнозировать её результаты

·  способность  контролировать собственную деятельность, управлять ею, а на более высоком уровне – умение контролировать деятельность других людей

·  способность анализировать результаты деятельности, опыт (как позитивный, так и негативный) [13].

Эта компетентность, проявляясь в поведении, деятельности человека,

становится его личностным качеством, свойством. Соответственно, она становится компетентностью, которая характеризуется и мотивационными, и смысловыми, и отношенческими, и регуляторными составляющими, наряду с когнитивными (знанием) и опытом. 

Для нашей модели организаторских способностей мы можем использовать способности, выделенные в структуре организаторской компетентности. Но, на наш взгляд, этого недостаточно: всё-таки, умения, связанные с взаимодействием с людьми, тоже должны быть включены в модель организаторских умений.   

3.3. Модель организаторских способностей.

Как уже было сказано выше, в двух рассмотренных нами моделях есть серьёзные упущения: в модели Уманского Л.И.и Лутошкина А.Н. упущено умение планировать, а в модели организаторской компетентности упущены способности, которые связаны с взаимодействием, согласованием действий людей в организаторской деятельности.

Анри Файоль  же смог в своей модели организаторских способностей отразить и планирование, и взаимодействие. У него к организаторским способностям относятся: умение планировать, умение выстраивать деятельность, умение распоряжаться ( ресурсами; человеческим потенциалом- если  человек является руководителем, лидером); умение координировать и умение контролировать. [13; 40].

Используя все эти модели, мы составили свою модель организаторских способностей, которую бы можно было применить для формирования этих способностей у старшеклассников. По нашему мнению, важно, чтобы они научились мотивировать и организовывать самих себя, проявлять себя в организаторской деятельности и  при этом взаимодействовать друг с другом, координировать усилия  для достижения совместных целей.

  Модель организаторских способностей.

Название способности( представлены в порядке очерёдности)

В какой ситуации способность может проявиться? Что может являться критерием того, что оно проявилось?

1.Проявление инициативы, принятие решения личностью об участии в той или иной деятельности.

 Добровольное принятие решения участвовать в деятельности, сообщение этого решения коллективу; принятие на себя руководящей роли в какой-либо деятельности.

Критерий- готовность человека действовать и фиксация этой готовности в вербальной форме.

2. Планирование предстоящей деятельности. 

 Попросить старшеклассника написать план или рассказать его, а затем оценить план по следующим критериям:

·  Чёткость (наличие цели, образа деятельности и результата)

·  Логичность (правильная последовательность задач, шагов, направленных на достижение целей)

·  Соответствие планируемых действий поставленным целям

·  Соответствие имеющихся ресурсов притязаниям( ставит или не ставит личность завышенные и невыполнимые для себя цели?)

·  Определение необходимых личностных ресурсов, умений, которые могут помочь в достижении цели.

3. Выполнение запланированного, умение контролировать выполняемое и доводить начатое до завершения, определённого результата.

 Следование плану. В случае возникновения трудностей - умение анализировать их причину,  быстро принимать другие решения и предпринимать другие действия, если предпринятое ранее неэффективно, не ведёт достижению цели. 

Определяется в процессе наблюдения: осуществляет ли личность деятельность? Можно оценить, если произошло достижение какого-либо  результата.

4.Умение договариваться, согласовывать собственные действия с действиями других участников; распределять обязанности.

Критерии- слаженная деятельность всех участников,  отсутствие конфликтов в процессе деятельности или при появлении конфликтов быстрое их разрешение; знание каждым своей роли, функций; понимание того, что все работают на осуществление общего результата.

5. Умение осмысливать результаты и процесс деятельности в целом по отношению к собственной жизни и личностному развитию.

В индивидуальной беседе, в процессе всеобщего обсуждения  или в анкете человек отмечает достижение/недостижение  той или иной цели; анализирует деятельность в целом- выявляет собственные ошибки, неточности и успехи, соотносит, связывает их с использованными ресурсами; говорит о том, чему научился, какие умения, ресурсы приобрел; ощущение их ценности.