Социально-педагогические условия формирования организаторских способностей, страница 8

 Основатель педагогической поддержки и сопровождения Газман О.С. исследовал проблемы индивидуализации личности. При этом под индивидуализацией он понимал развитие и самореализацию человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности.   Педагогическая поддержка, по его мнению, является необходимым ресурсом для становления индивидуальности ребёнка. 

Его ученики Михайлова Н.Н. и Юсфин С.М продолжили идеи педагогической поддержки. По нашему мнению, ценна и сама идея поддержки, и осознанная авторами важность развития рефлексии у ребёнка, и используемые ими приёмы как деятельности, так и её описания. Важным для нас является и понятие договора, которое ими используется и является неотъемлемой частью взаимодействия между педагогом и ребенком, который для нас является важнейшим компонентом, оказывающим воздействие на формирование организаторских умений ребёнка. Договор- выбор как минимум двух людей, построенный на расширении одних возможностей и ограничении других. Существует несколько видов договора:

·  Договор на условиях ребенка-  ребенок определяет условия и выступает организатором деятельности; педагог опирается на самостоятельность и опыт ребенка; в основном, применяется на этапе согласования норм взаимодействия и условий выполнения принятого плана.

·  Договор на условиях педагога- ребёнок учится у педагога конструировать варианты, но при этом может выбирать- т.е. принимать или отвергать чужие варианты; когда ребёнок затрудняется самостоятельно выбрать вариант.

·  Договор-компромисс- содействие разрешению проблемы ребёнка, развитие способности восприятия другого человека и себя как партнёра; на этапе, когда ребёнок уверен, что может быть успешным, видит варианты для решения проблемы, но видит в педагоге «исполнителя» для её решения.

·  Договор-сотрудничество- педагог включается в деятельность с ребёнком как полноправный субъект; когда проблема превышает возможности ребёнка, но он активен и берет на себя ответственность.

 Важна в сопровождении и тактика «содействия», смысл которой состоит в том, чтобы включить ребёнка в значимую деятельность.

 Рассматривая педагогику поддержки в целом, необходимо отметить и её недостаток: Михайлова Н.Н. и Юсфин М.М. считают, что подобная работа должна проводиться только с проблемными детьми.  Однако трудности в  становлении индивидуальности  затрагивают так или иначе каждого ребёнка. В настоящее время педагогическое сопровождение должно стать ресурсом для старшеклассников, процессом создания условий, облегчающих, помогающих в реализации индивидуальной образовательной программы.

На Западе существует довольно внушительный опыт поддержки, сопровождения и консультирования в реализации индивидуальной образовательной программы. На наш взгляд, наиболее интересная модель поддержки используется в Великобритании. Эта модель носит название развивающей, что подчёркивает центрированность на здоровом развитии личности, а не на имеющихся проблемах. В самой системе поддержки можно выделить три составляющих элемента: образовательный; рефлективный; элемент благополучия, но подробнее  остановимся только на первом элементе, так как два следующих затрагивают вопросы подготовки и качеств педагогов.

Образовательный элемент предполагает консультирование по отношению к учебной деятельности, а также преподавание курса личностного и социального развития, что даёт возможность научиться принятию решений; ответственности; самостоятельности в мыслях и поступках; успешному преодолению собственных трудностей, умению самоорганизоваться и организовать деятельность. Причём у педагога- тьютора несколько направлений работы: наблюдать за складывающимися отношениями между учащимися друг с другом, с учителями, с родителями (и поддержка ребёнка в случае возникновения конфликта); следить за академическими достижениями ребят ( поддержка в учебном процессе) и замечать и поддерживать в решении личностных проблем, если таковые имеются.