Разработка технических предложений на проектирование (создание) малых и специализированных научно исследовательских судов нового поколения для выполнения геофизических, экологических и других видов исследований, страница 2


2. Назначение и класс судна

2.1 Научно-исследовательское судно предназначено для проведения научных исследований в Мировом океане. В соответствии со своим назначением судно должно решать следующие задачи:

-  проведение измерений;

-  забор и хранение проб;

-  анализ проб и результатов измерений;

-  работа с погружаемым научным оборудованием.

Также, в зависимости от модификации, судно решает характерные задачи, соответствующие его назначению.

Вариант I. Геофизическое НИС.

1) измерение магнитного, гравитационного, электрического и теплового полей;

2) геолого-гидрографическая съёмка (геологическое картирование) дна;

3) пробы и анализ грунтовых пород морского дна (глубины пробоотборов до 10 м);

4) поиск и разведка месторождений твёрдых полезных ископаемых и углеводородов:

5) осмотр подводных частей инженерных сооружений, трубопроводов;

6) анализ результатов замеров и одновременная передача их в научные организации.

Вариант II. Биологическое НИС

1) измерение гидрометеорологических параметров:

2) отбор образцов гидрофлоры и отлов образцов ихтиофауны;

3) отбор проб воды и их лабораторный анализ;

4) отбор проб грунта и их лабораторный анализ;

5) фото- и телесъемка дна.

Вариант III. Гидрометеорологическое НИС

1)  гидрологические задачи:

- определение температуры, прозрачности, турбулентности воды на разных глубинах, скорости и направления течений, а также наблюдения за волнением моря;

2) гидрохимические задачи:

- замеры состава и солёности воды, содержащихся в ней биогенных веществ и растворённых газов в зависимости от различных факторов;

3) гидроакустические задачи:

- замеры распространения звука в морской воде на различных частотах, его рассеяние и поглощение неоднородностями среды;

- замеры шумов вблизи и вдали судоходных трасс;

4) метеорологические задачи:

- определение температуры, влажности и давления воздуха, скорости и направления ветра, солнечной радиации, а также наблюдения за облачностью;

5) попутные гидрографические замеры:

- промеры глубин.

IV. Экологическое НИС

1) мониторинг загрязнения Мирового океана, в особенности в прибрежной зоне;

2) контроль экологического состояния водной среды, донного грунта и приводного слоя атмосферы;

3) выявление объектов, загрязняющих окружающую среду;

4) обнаружение нефтяных пятен на поверхности;

5) отбор проб и анализ загрязнённости водной среды нефтепродуктами и тяжёлыми металлами;

6) отбор проб грунта

7) контроль радиационной обстановки.

2.2   Район и условия плавания

Район плавания  - неограниченный

Температурный режим эксплуатации:

-  температура воды  - минус 20С… плюс 320С;

-  температура воздуха – минус 350С … плюс 350С.

2.3  Судно проектируется в соответствии с требованиями Правил РС и со всеми действующими международными конвенциями, национальными и региональными правилами и нормами с учетом действующих изменений, дополнений и резолюций, обычно применяемых при проектировании судов. При необходимости Заказчик может расширить перечень правил и норм.

2.4  Выбор символа класса судна

Судну будет присвоен класс РС КМ  ARC4 [1] Aut3 OMBO DYNPOS-2 ЕРР ECO-S BWM SDS<12 Special purpose Ship.

Варианту МУ НИС для неарктических морей будет присвоен класс:

КМ  Ice3 [1] Aut3 OMBO DYNPOS-2 ЕРР ECO-S BWM SDS<12 Special purpose Ship

1.  Знак ледовых усилений.

1.1. с точки зрения корпусных конструкций:

Для работы в Арктике судно должно иметь ледовый класс не ниже, чем  Arc4.

Ледовые классы Arc4 и Arc5 имеют близкие по величинам требования к форме корпуса судна:

- наклон форштевня не более 450-600;

- угол заострения ватерлинии в носу не более 400;

- наклон шпангоутов в носу не менее 250-200.

Т.е. носовая часть корпуса судна должна иметь ледокольную традиционную форму с выпуклыми ватерлиниями, а остальные части корпуса по форме обводов не регламентируется Правилами РС с точки зрения ледовой прочности судна. При этом для класса Arc4 допускается специальная ледокольная бульбообразная форма носовой оконечности, но требуется при этом дополнительное научно-исследовательское обоснование прочности такого бульба. Для класса Arc5 бульбовая форма носа не допускается.