Разработка технических предложений на проектирование (создание) малых и специализированных научно исследовательских судов нового поколения для выполнения геофизических, экологических и других видов исследований, страница 15

Ледовый класс судна – Arc4 (и Ice3 в неарктическом варианте) требует установить массивные подкрепления бортов на всей длине судна и подкрепления днища в носовом районе. При этом обязательно должны быть установлены основные шпангоуты, рамные шпангоуты и бортовые стрингера. Что касается промежуточных шпангоутов, то Правилами РС допускается их не применять, но при этом требуется соответственное утолщение бортовой обшивки. В данном случае, в варианте с ледовыми усилениями класса Arc4 в миделевом районе можно ставить основные и промежуточные шпангоуты через 0,3 м друг от друга и иметь толщину обшивки 14 мм, либо установить только основные шпангоуты через 0,6 м друг от друга и иметь толщину бортовой обшивки 18 мм. Вес конструкций обоих вариантов практически одинаковый, но загромождение помещений набором без промежуточных шпангоутов меньше и, главное, трудоёмкость строительства корпуса судна и его ремонт заметно уменьшается. Поэтому на данном судне,  в миделевом и кормовом районах, приняты ледовые подкрепления без промежуточных шпангоутов.

Чтобы данное судно, имеющее такую высокую надстройку, имело приемлемую остойчивость, требуется применять меры для уменьшения масс надстройки и рубок. В данном случае толщины конструкций приняты минимальными по нормам минимальных толщин, требуемых Правилами РС. Количество внутренних выгородок по возможности уменьшено – часть из них заменены каркасными. Дело в том, что современная система модульной зашивки стен жилых и служебных помещений позволяет смонтировать те же щиты зашивки и создать стены помещения не зависимо от того, имеется ли тут стальная выгородка или нет. Поэтому металлические выгородки в данном случае остались не для создания отдельных помещений, а для обеспечения прочности объёмной конструкции многоярусного сооружения.

8.1.4 Вариант судна, отличающийся только ледовым классом (Ice3 вместо Arc4), не имеет принципиальных отличий в конструкциях корпуса. Толщина ледового пояса наружной обшивки и подкрепляющий его набор несколько уменьшаются, но принципы проектирования конструкций остаются те же.

8.1.5 Расчеты прочности и выбор марок сталей будет выполнен в соответствии с Правилами РС.

8.2 Защита от коррозии

Для защиты от коррозии подводной поверхности корпуса и снижения сопротивления трения льда о корпус предусмотрено нанесение на наружную обшивку ледостойкого двухкомпонентного покрытия. Для защиты палуб, переборок, платформ будут использоваться допущенные РС системы эпоксидных покрытий для балластных танков и цистерн. Все наружные поверхности судна будут окрашиваться морозостойкими красками.


9  Ходкость на чистой воде и во льдах

9.1 Режимы, Скорости, мощности, сопротивления

По расчетам, выполненным (УЗНАТЬ МЕТОДИКУ У 5-ГО) сопротивление и буксировочная мощность МУНИС составит:

Для корпуса с бульбом

Таблица 9.1

Vs,уз

RT, кН

РЕ,кВт

13

91

610

14

120

862

Для корпуса без бульба

Таблица 9.2

Vs,уз

RT, кН

РЕ,кВт

13

104

695

14

138

994

Из таблиц 9.1 и 9.2 видно, что сопротивление корпуса с бульбом на 10-15% ниже, чем корпуса без бульба. Таким образом, для МУНИС целесообразно принять бульбообразную носовую оконечность. При этом при выполнении технического проекта следует учитывать, что бульбообразная носовая оконечность арктического МУНИС (класс ледовых усилений Arc4) потребует специального рассмотрения в РС.

Согласно расчетам (УЗНАТЬ У 5-ГО) ходкости мощность на входном фланце ВРК МУНИС с бульбообразной носовой оконечностью составит:

Вариант пропульсивного комплекса с 2 ВРК. D=1,6м,  P/D=1,027

Таблица 9.3

Vs,уз

n, об/мин

РS,кВт

13

388

1212

14

431

1719

Вариант пропульсивного комплекса с 1 ВРК. D=2,4м,  P/D=1,027

Таблица 9.4

Vs,уз

n, об/мин

РS,кВт

13

234

1046

14

262

1501