Разработка технических предложений на проектирование (создание) малых и специализированных научно исследовательских судов нового поколения для выполнения геофизических, экологических и других видов исследований, страница 5

Применение знака ОМВО ведет к удорожанию строительной стоимости судна, однако на малых судах со значительной автономностью ключевым является вопрос уменьшения численности экипажа, поэтому применение знака ОМВО целесообразно.

7  Знак наличия системы динамического позиционирования

Для МУ НИС целесообразно применить систему динамического позиционирования, отвечающую записи DYNPOS-2 в символе класса.

Система динамического позиционирования предназначена для удержания судна над точкой позиционирования с заданной точностью в условиях воздействия возмущающих внешних сил. Существует три класса систем ДП. Система DYNPOS-1 является системой с минимальным резервированием и при этом потеря положения судна над точкой позиционирования может произойти при единичном отказе.

Система DYNPOS-2 имеет резервирование, которое обеспечивает удержание судна над точкой позиционирования при единичном отказе в любом активном элементе (подруливающее устройство, его система управления, генератор системы питания и т.п.). При этом отказ в любом пассивном элементе (трубопроводы, кабели питания или управления и т.п.) исключён за счёт свойств элемента и наличия соответствующей защиты от механических повреждений.

Система DYNPOS-3 имеет резервирование, которое обеспечивает удержание судна над точкой позиционирования при единичном отказе в любом одном активном и пассивном элементе, находящихся в разных водонепроницаемых отсеках, отказ активного и пассивного элемента, находящихся в любом одном из водонепроницаемых отсеков, в результате затопления или пожара, или в любой противопожарной зоне в результате пожара или взрыва. Резервированные элементы класса 3 аналогичны классу 2, но они должны быть разделены водонепроницаемыми или противопожарными переборками класса А-60.

Системы питания для класса 1 может быть не резервирована, для класса 2 система питания должна иметь возможность разделения как минимум на две независимые системы, каждая из которых должна обладать мощностью, достаточной для обеспечения всех режимов работы пропульсивных устройств. При этом в процессе эксплуатации она может функционировать как единая система энергоснабжения. Для класса 3 система питания должна обладать характеристиками, аналогичными классу 2, но в дополнение к ним должна быть физически разделена огнестойкой конструкцией (переборкой) класса А-60 на две независимые системы.

С точки зрения строительной стоимости выгоднее оборудовать МУНИС более дешевой системой, соответствующей классу DYNPOS-1. Однако в связи с тем, что согласно условиям технического задания МУНИС эксплуатируется на удалении от ремонтных баз, отказ любого активного элемента в системе, отвечающей требованиям DYNPOS-1, приведет к длительному перерыву в проведении научных работ, вызванному переходом к месту ремонта. Таким образом, применение системы, соответствующей классу DYNPOS-1, может привести к потерям при эксплуатации судна, превышающим затраты при строительстве.  

Применение системы, соответствующей классу DYNPOS-3, приведет к значительному увеличению строительной стоимости судна. Такая система подразумевает сохранение живучести системы динамического позиционирования при аварии судна. Поскольку при аварии судна научные исследования все равно будут прерваны, то у такой системы имеется избыточное по отношению к задачам МУНИС резервирование.

Применение системы, соответствующей классу DYNPOS-2, позволяет как обеспечить достаточное резервирование, так и не увеличивать излишне строительную стоимость судна.

Небазовые варианты МУНИС не предусматривают резервирование НПУ в связи со сложностью размещения роторно-водометного движителя. Таким образом, небазовые варианты МУНИС будут иметь в символе класса знак DYNPOS-1

8  Знак наличия главной гребной электрической установки

Поскольку МУНИС оборудуется пропульсивной установкой с электроприводом, МУНИС присваивается класс ЕРР.

9  Знак наличия средств для борьбы против обледенения

Поскольку судно не предусматривается для постоянной эксплуатации при отрицательных температурах рекомендуется знак ANTI-ICE не присваивать.