Разработка технических предложений на проектирование (создание) малых и специализированных научно исследовательских судов нового поколения для выполнения геофизических, экологических и других видов исследований, страница 16

Как видно из таблиц 9.3, 9.4. вариант с использованием 1 ВРК позволяет уменьшить потребляемую мощность на ок. 10%, однако, как было показано выше, вариант с 2-мя ВРК предпочтительнее с других точек зрения.

Для уменьшения строительной и эксплуатационной стоимости судна предпочтительно иметь класс автоматизации Aut3, т.е. установленная мощность главных механизмов не должна превышать 2250кВт.

С учетом потерь в ГЭД, морского запаса, кпд генераторов, а также с учетом нагрузки судовой электросети мощность на выходном фланце ГЭД должна быть не более 1400-1550кВт, т.е. скорость МУНИС с 2 ВРК будет не более 13 - 13,5 уз.

Одновременно для МУНИС класса Arc4 Рmin (мощность на валах) должна быть не менее ок. 1250кВт.

Таким образом выбор варианта МУНИС с 2 ВРК позволяет обеспечить минимальную мощность, требуемую правилами РС для судов класса Arc4, и одновременно обеспечить ход судна со скоростью ок. 13-13,5 уз. с 10-15 % запаса мощности.

Увеличение скорости хода судна свыше 13-13,5 уз. приведет к необходимости увеличения мощности ГЭУ сверх лимитируемых классом автоматизации и к росту строительной и эксплуатационной стоимости судна.

9.2 Ледопроходимость


10  Мореходность

(ДЕЛАЕТ 5 ОТДЕЛЕНИЕ)

10.1  Обосновать 4 балла


11  Управляемость и рулевое устройство

(ДЕЛАЕТ 5 ОТДЕЛЕНИЕ)

Маневры в соответствии с РС

Силы удержания в обеспечение динпоза


12  Энергетическая установка

12.1   Предварительный выбор вариантов пропульсивного комплекса

12.1.1 Требования к пропульсивному комплексу МУНИС вытекают из особенностей его эксплуатации:

-  обеспечение длительного устойчивого, по возможности, экономичного хода в условиях чистой воды;

-  обеспечение движения в широком диапазоне скоростей, в т.ч. малыми ходами и удержание положения судна с помощью подруливающих устройств при выполнении научных исследований. Наличие системы динамического позиционирования;

-  повышенная надежность в условиях одиночного плавания при значительном удалении от береговых баз.

Удовлетворение данного требования ведет к тому, что движительно-рулевой комплекс должен ремонтироваться силами экипажа с использованием судового ЗИПа, или силами береговой ремонтной бригады, не имеющей специального оборудования и ЗИПа. При невозможности обеспечить ремонт необходимо обеспечить либо высокую надежность, либо резервирование движителей.

Наиболее слабым местом движителей являются лопасти винтов, которые первыми ломаются в результате повреждений. Исходя из этого движители МУНИС желательно делать со съемными лопастями;

-   эксплуатация судна в ледовых условиях (класс ЛУ ARC4 или Ice3).

-   переход судна к месту работ по внутренним водным путям, посадка судна на мель с песчано-глинистыми и илистыми грунтами. Конструкция движительно-рулевого комплекса МУ НИС должна быть приспособлена к эксплуатации в мелководных районах.

При эксплуатации в мелководных районах движители судна поднимают со дна мусор, попадание которого в рабочие органы может привести к поломке движителя. Таким образом, движитель МУНИС должен быть ремонтопригодным, или иметь достаточный запас прочности рабочих органов, или обеспечивать защиту рабочих органов. При невозможности выполнения ни одного из условий необходимо обеспечить резервирование движителей.  

В настоящее время на судах применяются следующие основные типы движительно-рулевых комплексов:

1. Винт (с рулем);

2. Винт в поворотной насадке;

3. Винторулевая колонка с открытыми винтами;

4. Винторулевая колонка в насадке;

5. Роторно-водометный движитель (Schottel SPJ или HRP Shallow Draft thruster);

6. Водомет;

а также их комбинации

1,2. Винт с рулем нормально эксплуатируется в ледовых условиях, в т.ч. в самых тяжелых. При посадке судна на мель или при движении с дифферентом на корму в мелководных районах существует опасность повреждения винта и руля. Во избежание повреждений требуется устанавливать винт и руль таким образом, чтобы нижняя точка находилась на расстоянии минимум 300-400мм от НКК.