Разработка технических предложений на проектирование (создание) малых и специализированных научно исследовательских судов нового поколения для выполнения геофизических, экологических и других видов исследований, страница 4

f2=φ/200+0,675, но не более 1,1;

φ - угол наклона форштевня. Значения величины угла наклона форштевня регламентированы Правилами РС и составляют:

Категория ледовых усилений

Arc 5

Arc4

φ, не более

45°

60°

f3 =1,2∙B/D(1/3), но не менее чем 1,0;

B – ширина судна,

D – водоизмещение судна;

fи P0 принимаются из таблицы в соответствии с требованиями Правил РС

Категории ледовых усилений

Arc4

Arc 5

f4

0,26

0,3

P0, кВт

740

2200

В соответствии Правилами независимо от результатов минимальная мощность (кВт) должна быть не менее:

2600 – для категории Arc 5;

1000 – для категории Arc 4.

Для МУНИС класса Arc4 Рmin составляет ок. 1250кВт, для МУНИС класса Arc5 – ок. 2880 кВт.

Потребная мощность на валах для достижения скорости полного переднего хода составит по предварительным оценкам ок. 1200-1500кВт (окончательное значение определяется на последующих этапах ОКР). Из приведенных цифр следует, что выбор класса Arc5 ведет к необходимому увеличению установленной мощности на величину ок. 1000 кВт и не обеспечивает рациональной загрузки ГДГ на всех режимах, кроме движения во льдах с максимальной ледопроходимостью.

Таким образом, с точки зрения энергетической установки присвоение класса Arc5 нецелесообразно.

1.3 С точки зрения движителя необходимо отметить следующее:

в настоящее время ВРК класса Arc5 производится 2 фирмами: финским подразделением британской фирмы Rolls-Royce и финской фирмой  Steerprop. Колонка ледового класса Arc5 имеет большие габариты и, соответственно, стоимость, чем аналогичная колонка класса Arc4. В связи с этим с точки зрения движителя целесообразно установить класс ледовых усилений Arc4.  

1.4. С точки зрения ходкости

Суда с ледовым классом Arc4 имеют возможность использовать бульб, способствующий снижению сопротивления, на судах с классом Arc5 такой возможности нет. Предварительные расчеты ходкости показывают, что использование бульба позволяет снизить мощность ГЭУ на величину ок. 10%.

В связи с тем, что увеличение ледового класса лишь незначительно расширит навигационной период в арктических районах и географию использования МУНИС, приводя одновременно к увеличению строительной и эксплуатационной стоимости судна, целесообразно установить ледовых класс Arc4.

У МУНИС для неарктических морей возможна эксплуатация в замерзающих неарктических морях, т.е. МУ НИС должен иметь категорию ледовых усилений Ice1, Ice2 или Ice3. Разница в массе ледовых подкреплений у судов с неарктическими категориями ЛУ меньше, чем у судов с арктическими категориями ЛУ, таким образом, целесообразно присвоить судну категорию ледовых усилений Ice 3.

2  Знак полярного класса

Поскольку эксплуатация судна в Антарктических районах не предусмотрена заданием, знаки полярного класса присваивать нецелесообразно.

3  Знак деления на отсеки

В соответствиями с требованиями соответствующих глав Правил РС, дополнительные требования сверх установленных Правилами не требуются.

4  Знак ограничения района плавания

В соответствии с заданием район плавания судна неограниченный, знак ограничения района плавания не присваивается

5  Знак автоматизации

В связи с тем, что мощность главных механизмов МУНИС планируется удержать в пределах 2250 кВт рекомендуется присвоить судну класс автоматизации Aut3.

6  Знак управления одним вахтенным на мостике

Рекомендуется применить знак OMBO, означающий, что навигационное оборудование позволяет управлять судном одному человеку на мостике.

Знак ОМВО в класс судна требует обязательную установку таких систем, как КДВП (контроль дееспособности вахтенного помощника капитана), системы приёма внешних звуковых сигналов, стационарной системы аварийно-предупредительной сигнализации и связи (АПСС) с устройствами квитирования, подтверждение сигналов которой должно быть возможно только на ходовом мостике.