Концептуальные и методические основы управления потенциалом покупателей, страница 15

Под стратегическими ресурсами понимаются финансовые, технические, маркетинговые и производственные ресурсы, направленные в большей степени на развитие компании в будущем, чем на поддержание текущей деятельности [75]. Понятие стратегических ресурсов является ключевым в рамках данной модели, поскольку модель сама по себе предлагает способ размещения этих ресурсов среди различных групп покупателей. В частности, основная доля стратегических ресурсов должна быть направлена на развитие отношений с завтрашними и сегодняшними специальными покупателями. Более того, модель позволяет сделать важные выводы об экономической эффективности размещения ресурсов, уровне лояльности покупателей, направлениях развития отношений.

Таблица 6. Классификация покупателей
на основе концепции жизненного цикла отношений, этап 1

Критерий классификации

Стадия жизненного цикла

Завтрашние покупатели

Сегодняшние специальные покупатели

Сегодняшние обычные покупатели

Вчерашние покупатели

Объем продаж

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Уровень использования стратегических ресурсов

Высокий

Высокий

Средний

Низкий

Продолжительность отношений

Низкая

Высокая

Средняя

Высокая

Доля поставщика в закупках покупателя

Низкая

Высокая

Средняя

Низкая

Прибыльность покупателя

Низкая

Высокая

Средняя

Низкая

Далее авторами предлагается анализ отдельных покупателей с точки зрения использования ими поставщиков-конкурентов. Для этого определяются доли конкурентов-поставщиков в закупках каждого покупателя и строится матрица, характеризующая баланс сил во взаимоотношениях покупателей и продавца (табл.6.1).

Таблица 6.1. Баланс сил во взаимоотношениях поставщика и его покупателей

Критерии

Категории взаимоотношений

Доминирует покупатель

Доминирует поставщик

Взаимоза-висимость

Незави-симость

Количество поставщиков на рынке

Много

Несколько

Несколько

Много

Количество покупателей на рынке

Несколько

Много

Несколько

Много

Доля покупателя в продажах поставщика

Высокая

Низкая

Высокая

Низкая

Доля поставщика в закупках покупателя

Низкая

Высокая

Высокая

Низкая

Потребность покупателя в специальных навыках и квалификации поставщика (высокие требования к специализации поставщика)

Низкая

Высокая

Высокая

Низкая

Потребность покупателя в индивидуализации предложения поставщика (степень адаптации продукта)

Высокая

Низкая

Высокая

Низкая

Последним третьим шагом является портфельный анализ ключевых покупателей. Для этого строится матрица, характеризующая динамику емкости рынка покупателя (рассматривается четыре варианта: высокая, средняя, низкая, отрицательная) и относительная доля закупок покупателя у поставщика по отношению к доли закупок покупателя у основного конкурента поставщика (варианты: 10х; 1х; 0,1х). Данная матрица характеризует как сегодняшнее состояния покупателя, так и его перспективы, а также дает представления об уровне конкуренции за конкретного покупателя на рынке.

Завершается анализ построением последней таблицы, характеризующей стратегическую позицию поставщика по отношению к каждому ключевому  покупателю (табл.6.2.). В каждой клетке таблицы указывается общий объем закупок каждого покупателя всех видов продуктов поставщика.

Таблица 6.2.

Анализ ключевых покупателей

Динамика роста закупок покупателя

Завтрашний бизнес

Сегодняшний специальный бизнес

Сегодняшний нормальный бизнес

Вчерашний бизнес

Высокая

Покупатель 1

(1 млн долл.)

Средняя

Покупатель 3

(5,2 млн долл.)

Низкая

Покупатель 2

(2,7 млн долл.)

Отрицательная

Покупатель 4

(2,5 млн дол.)