Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине "Моделирование технологических процессов в рыбоводстве"

Страницы работы

Содержание работы

министерство аграрной политики украины

керченский государственный морской технологический университет

кафедра информатики и прикладной математики

моделирование технологических процессов в рыбоводстве

Методические указания

к выполнению курсовой работы

для студентов 5-го курса дневного отделения

специальности «Водные биоресурсы»

Керчь – 2006

Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «моделирование технологических процессов в рыбоводстве»для студентов 5-го курса дневного отделения специальности «Водные биоресурсы»

/Сост.: Полупанов В.Н. –Керчь, 2006. – 40 с.

Составитель: Полупанов В.Н.,  доцент кафедры Информатики и прикладной математики Керченского морского технологического института.

Рецензент:  Гуляев М.В., доцент кафедры Информатики и прикладной математики Керченского морского технологического института.

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Информатика и прикладная математика» КМТИ (протокол № 3  от 19.12.2006 г.)

Методические указания утверждены на учебно-методическом совете технологического факультете КМТИ (протокол №10 от 4.07.2006 г.)

© Керченский государственный морской технологический университет, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение

4

1.   

Общие организационно-методические указания

5

2.   

Формулировка и варианты задания

5

3.   

Теоретические сведения

10

3.1.

О популяционном логистическом моделировании

10

3.2.

Идентификация логистической модели

18

Список рекомендуемой литературы

21

Приложение А. Пример пояснительной записки

22

ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа, выполняемая студентами в рамках учебной программы  по дисциплине «Моделирование технологических процессов в рыбоводстве» (далее по тексту – МТП), является важной составной частью освоения современных технологий, используемых при создании и эксплуатации аквакультур.

Можно выделить два подхода к описанию объектов в экологии сообществ - экосистемный и популяционный. В первом случае система выделяется из общности и при этом учитывается достаточно много факторов, влияющих на исследуемый объект, как внешних, так и внутренних. Второй подход предполагает существование объекта за счёт только внутренних факторов при небольшом числе, как правило постоянных, внешних факторов. Для небольших аквакультурных рыбохозяйств часто достаточен второй, популяционный подход. При этом исследуется только временная динамика, без учёта пространственных неодноростей.

Здесь рассматривается вариант реализации второго подхода на основе логистических моделей Ферхюльста и Рикера, практически осуществимый в рамках обучения моделированию студентов  специальности «Водные биоресурсы». Логистические модели интенсивно используется в самых различных областях. О замечательных свойствах логистических моделей можно прочитать, например, в [1,5,7]. Исследуемые объекты отождествляются с открытыми нелинейными диссипативными системами, свойства которых стали доступны инженерам благодаря относительно новым математическим теориям в области функционального анализа, и прежде всего работам М.Фейгенбаума, по созданию теории универсальности. Простейшие выводы этой теории доступны студентам старших курсов специальности «Водные биоресурсы». При этом  нельзя приуменьшать значимость получаемых результатов, а доступность стимулирует интерес будущих инженеров к «источнику» математических методов построения управляемых аквакультур.

Похожие материалы

Информация о работе