Ответы на экзаменационные вопросы № 1-40 по дисциплине «Радиосистемы управления» (Назначение и состав систем радиоуправления. Управление бортовой аппаратурой с командного пункта), страница 8

                При декартовом управлении рули высоты, поворота  и  "разгона - торможения" управляют соответст­венно составляющими  ,   и   полного ускорения в декартовой системе координат (рисунок  2.5).

               При полярном рулевом управлении один из рулевых органов (руль глубины) управляет мо­дулем ускорения  (в некоторых системах этот рулевой орган может, кроме того, изменять направление вектора на противоположное), а второй рулевой орган – руль крена направлением этого ускорения.

            Полярное управление можно подразделить на два вида:

                         - управление с экономией крена;

                         - управление без экономии крена.

Первый способ заключается в том, что руль крена поворачивает вектор ускорения на  угол , а руль глубины не меняет своего положения.

            Второй способ заключается в том, что руль глубины меняет свое отклонение на противоположное, изменяя знак ускорения на обратный (от), а руль крена поворачивает вектор ускорения на угол  

            Первый способ соответствует управлению без экономии крена,  второй – с экономией крена, так как при втором способе требуется меньше изменения угла крена φ. При управлении без экономии крена изменение направления ускорения во всех случаях осуществляется рулем крена без участи я руля глубины. Во втором случае в некоторых ситуациях (при ) руль глубины участвует в изменении направления ускорения, создавая изменение знака ускорения на обратный.

с помощью ру­лей глубины и крена может быть получено требуемое  значение величины и направления  поперечного ускорения     аппарата. При симметричном декартовом управлении  аэродинамические формы объекта в плоскостях одинаковы; поэтому эффективность рулей высоты и поворота одинакова, и поворот ракеты вокруг продольной оси на 900 не изменяет режима ее полета. При несимметричном декартовом управлении эффективность действия руля высоты не равна эффективности действия руля глубины (под эффективностью понимается изменение ускорения, вызываемое отклонением руля, на единицу этого отклонения).

При несимметричной декартовой схеме необходима  гиростабилизация  корпуса ракеты от поворотов вокруг продольной оси.

               При  декартовой схеме управления составляющие поперечного ускорения в вертикальной  и горизонтальной плоскостях,  и  , создаются соответственно с помощью руля высоты РВ и руля поворота РП. При декартовом управлении руль крена выполняет лишь вспомогательную функцию - стабилизацию крена аппарата. При появлении какого-либо возмущающего момента, вызывающего крен аппарата (т. е. поворот его корпуса вокруг оси xР), руль крена создает противопо­ложный момент, возвращающий корпус в исходное по­ложение. Конструктивно руль крена может быть при этом совмещен с рулем высоты или рулем поворота.

            При комбинированном управлении требуемое изменение  ускорения производится в общем случае совместным действием рулей высоты, поворота и крена.

Для крестокрылых снарядов механизм разворота в вертикальной плоскости аналогичен рассмотренному; следует лишь дополнительно учитывать проекцию силы тяжести снаряда на ось, перпендикулярную вектору скорости, лежащую в вертикальной плоскости.

               При крестообразном расположении крыльев существуют две аэродинамические схемы ракет: обычная и типа «утка». В первом случае рулевые функции выполняет хвостовое оперение, во втором – рули размещаются в носовой части (подвижные управляющие крылья, неподвижное хвостовое оперение). У снарядов с аэродинамической симметрией для управления применяют декартову систему.

Плоскокрылые снаряды (самолеты - снаряды) имеют одну пару сильно развитых крыльев (рисунок 2.12). Однако при самолетной компоновке ЛА – плоскокрылый снаряд (рис.2.12) может применяться и  декартово рулевое управление.

При отсутствии атмосферы или малой ее плотности (а также при малой скорости полета) управление поле­том осуществляется изменением силы тяги двигателя (двигателей). Применяемые при этом схемы рулевого управления весьма разнообразны.