Ответы на экзаменационные вопросы № 1-40 по дисциплине «Радиосистемы управления» (Назначение и состав систем радиоуправления. Управление бортовой аппаратурой с командного пункта), страница 33

                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                            

б) аппаратура  флюгерного СН

Рисунок 7.4 – Примеры головок самонаведения

Сигнал с флюгерного датчика суммируется с сигналом радиовизира цели (антенна радиовизира неподвижно закреплена на корпусе снаряда). Флюгер может быть свободно вращающейся пластиной, установленной вдоль воздушного потока. Данные об угле снимаются с помощью датчика потенциометра, движок которого связан механически с

поворотной осью флюгера. Для получения точных показаний флюгер должен быть вынесен в область невозмущенного потока, т.е. укреплен на штанге впереди носовой

части снаряда. Это мешает работе головки СН. Поэтому вместо флюгера в качестве датчиков углов скольжения и атаки используют акселерометры.

            Уравнение кинематической связи для  случая головки самонаведения с измерительным флюгером имеет вид

                                                        (7.5)

Недостатком системы наведения с измерительным флюгером является то, что геометрическая ось антенны визира оказывается отклоненной от направления на цель (в горизонтальной плоскости на величину угла скольжения), что требует расширения

диаграммы направленности антенны. При этом уменьшается угловая чувствительность и коэффициент усиления антенны, а следовательно, и максимальная дальность действия.

От этого недостатка свободна система наведения с силовым флюгером. При этом антенна визира закрепляется на подвижной платформе, ось которой ориентируется по вектору скорости снаряда (рисунок 7.5). Ориентация осуществляется с помощью замкнутой системы автоматического регулирования. Датчик угла скольжения связан с флюгером, который всегда поворачивается вдоль вектора . Поэтому датчик угла скольжения выдает приборный аналог  угла скольжения . Датчик угла антенны измеряет угол поворота  антенной платформы относительно корпуса снаряда. Сигнал  подается на силовой привод, который разворачивает антенную платформу до тех пор, пока угол   не станет равным углу   (с обратным знаком), т.е. пока ось антенны не совпадет вектором скорости снаряда. В этом случае .

Таким образом, осуществляется измерение угла  между вектором скорости и направлением на цель и вырабатывается сигнал рассогласования при наведении по методу кривой погони. Недостатком этой системы по сравнению с системой с измерительным флюгером является ее сложность.

30. Для наведения на быстродвижущиеся цели применяют метод пропорционального сближения. Задачей системы СН является получение сигнала рассогласования  , пропорционального угловой скорости вращения линии снаряд-цель , т.е. величине  (рисунок 7.3): . При этом углы между осью снаряда (или вектором скорости) и направлением на цель могут достигать больших значений. Здесь практически уже нельзя использовать рассмотренные ранее визиры – с неподвижной относительно корпуса антенной и с антенной, ориентируемой по вектору скорости снаряда, поскольку равносигнальное направление должно быть направлено на цель.

            В простейшем случае здесь применяются следящие угломеры, установленные на корпусе снаряда. Структурная схема головки СН с автоследящей антенной изображена на рисунке 7.7

k_2 pW_СП (p)k_РВ                                                                               

                                                                                                Скоростной гироскоп

                                       Радиовизир