Ответы на экзаменационные вопросы № 1-40 по дисциплине «Радиосистемы управления» (Назначение и состав систем радиоуправления. Управление бортовой аппаратурой с командного пункта), страница 21

  В зависимости от начальных условий движения пассивный участок траектории может представлять собой эллипс, параболу или гиперболу. Задачей управления на пусковом участке является вывод БР в расчетную точку G с заданной скоростью . Следовательно, для попадания БР в цель (точка Е на рисунке 3.9) в общем случае должны быть заданы 6 параметров: три пространственные координаты точки G и три величины, характеризующие вектор : .

Контролирование программы запуска и управление движением БР значительно упрощается при размещении радиотехнических систем (РТС) контроля в точке 0, левее точки А (на рисунке 3.9 точка 0 находится на продолжении линии СG), где пересекаются горизонтальная плоскость и расчетные плоскости выведения – вертикальная и наклонная. Тогда координатами точки G являются и дальность  от точки 0 до точки G, а общее число контролируемых параметров сокращается до четырех: ,. В точке 0 располагаются угломерная система, дальномерная система и доплеровская РТС.  Угломерная часть РТС контроля представляет равносигнальный радиомаяк, сигналы которого излучаются из точки 0 по двум взаимно перпендикулярным парам лепестков диаграммы направленности антенны в вертикальной и наклонной расчетной плоскости. Равносигнальная ось совпадает с направлением ОСG . Данные о текущей дальности до БР и скорости ее движения поступают в наземный  ПУ, где формируются командные сигналы для регулирования тяги двигателей БР.

При оптимальных углах запуска необходимо измерять в точке 0 лишь текущую дальность и скорость БР, а для нахождения скорости в упрежденной точке – производить расчет величины ускорения по результатам непрерывного слежения. Этих данных достаточно, чтобы определить такой момент времени выключения двигателей БР, при котором систематическая ошибка по дальности будет равна нулю. Обычно команда на уменьшение тяги двигателей выдается в два приема. В начальной части участка выключения ракета движется с ускорением 60-80 м/сек2. После достижения скорости, близкой к расчетной, дается команда на резкое уменьшение тяги двигателей, и дальнейшее движение происходит с небольшим ускорением, что повышает точность определения момента полной отсечки двигателей.

При запуске глобальных БР[3]  точка расположения РТС контроля не может находиться на продолжении линии СG. В этом случае РТС контроля в режиме непрерывного слежения измеряет три пространственных координаты ракеты и три производные этих координат. В расчетной точке выключения двигателя все эти шесть параметров должны быть равны номинальным значениям, иначе будут траекторные ошибки [8].

22. Автономное управление представляет собой способ наведения подвижного объекта или ЛА по программе, задающей траекторию в виде фиксированного направления движения или маршрута. При автономном управлении на борт снаряда в течение процесса наведения не поступает никакой информации ни от цели, ни от ПУ. Все приборы и средства управления находятся на борту. Извлечение необходимой текущей информации для управления и выработки управляющих сигналов осуществляется также на борту с помощью бортовых устройств. Т.е. системы автономного управления характеризуются информационной автономностью. Для них не могут быть созданы организованные помехи, что является их достоинством.

            Выделяют:

I.  Автономное нерадиотехническое управление.

II.  Автономное радиоуправление.

Автономное нерадиотехническое управлениеприменяют при наведении на неподвижные цели, географические координаты которых известны [2,3]. Оно может быть использовано для выведения снаряда в район цели с последующим переходом в режим самонаведения (например, снаряды «поверхность-поверхность», «воздух-поверхность»).

Способы автономного нерадиотехнического управления: