Бытие. Проблемы и формы бытия. Материя, страница 7

Полярными, абсолютными противоположностями материя и дух (часто, но не достаточно корректно отождествляемый с сознанием) выступают только в рамках основного вопроса философии. В действительности же непроходимой грани между ними нет. Духовное не существует без того или иного материального носителя (такими носителями выступают человеческий мозг, предметы культуры, те или иные действия, например, танец, физические процессы), хотя и не сводится к нему. Дух сам часто рассматривается как одно из явлений единого материального мира, подчиняющееся всеобщим законам бытия (например, принципу причинной обусловленности).

Развитие представлений о материальном, о материи, начавшееся в глубокой древности, продолжается и поныне.

1) Натурфилософы древности понимали материю как первовещество, первичные бесструктурные элементы, из которых составлены любые тела (в том числе и человеческие души - тела более тонкие), весь Космос. В этот период, очевидно, понятия материи, бытия, сущего еще не дифференцировались.

2) Платон и Аристотель видели в материи (“хиле” - “древесина”) небытие, “чистую лишенность” (“стерозис”) и, вместе с тем, возможность всякого бытия (“кормилицу и воспреемницу”). Материя может быть оформлена любым способом и, таким вот образом, достичь уровня бытия в действительности. Так, если мы говорим о материи, что она тверда, то, значит, она уже оформлена “идеей” (формой) твердости. А что можно сказать о материи вообще, лишенной какой-либо формы? Ровным счетом ничего! Аристотелевские формы, конечно, не следует понимать грубо геометрически. Например, истинной формой живого организма является не совокупность конкретных морфологических характеристик, а то, что называют душой. Душа ответственна за специфические функции живого тела: движение, питание, дыхание, рост, размножение... И вот эти-то функции, точнее, существенные особенности жизни и составляют искомую форму живых тел (легко заметить, что аристотелевские представления о душе не имеют ничего общего с языческим анимизмом и суевериями).

3) В Новое Время материю стали трактовать как субстанцию. При этом под субстанцией понимался, прежде всего, некоторый субстрат (преимущественно вещественный, телесно-механический), обладающий неизменными физическими свойствами, хотя за этими представлениями стояла и более глубокая идея - мысль о необходимости существования единой несотворимой и неуничтожимой основы многообразия изменчивых вещей.

4) В диалектико-материалистической философии материя стала пониматься как предельно широкая философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в ощущениях и существующей до, вне и независимо от них (впрочем, к такому пониманию материи задолго до Энгельса вплотную приблизился Гольбах). Материя по-прежнему признается субстанцией, однако сегодня в это очень важное понятие вкладывается, разумеется, более богатое содержание, чем триста лет тому назад. Что же имеют в виду сегодня, говоря о материи как о субстанции? Имеют в виду следующее:

а) противопоставляют материю конкретным формам ее существования, в том числе, сознанию;

б) противопоставляют материю именно сознанию;

в) выражают идею несотворимости и неуничтожимости материи, тезис о неисчерпаемости материи (а как раз не существования некоторого предельного конкретного субстрата!), о бесконечности материального мира в пространстве и времени;

г) подчеркивают то обстоятельство, что, если любое явление имеет причину возникновения и уничтожения вне самого себя, то материя вне самой себя никакой причины не имеет;

д) отличают материю от ее атрибутов, свойств, всеобщих форм бытия, таких как движение, пространство, время...

Действительно, невозможно дать определение понятию, не указав каких-либо отличительных признаков. В прошлые века материю определяли, приписывая ей такие атрибуты, как протяженность, твердость, непроницаемость, инертность и т.п. Однако догматические, застывшие философские доктрины вступают в противоречие с непрерывно обновляющимися представлениями естественных. Как оказалось, круг материальных объектов не исчерпывается вещественными формами (включая плазменное и нейтронное состояния); существуют поле, физический вакуум и, очевидно, многие другие пока не известные науке объекты. Хотя, с точки зрения сегодняшней философии, было бы наивно определять материю через какие-либо конкретно-физические свойства, тем не менее, одного указания на ее существование вне человеческого сознания явно недостаточно для того, чтобы сформировать ясное понятие о ней. Ведь и божественная природа (противоположность материи) признаётся существующей до, вне и независимо от человеческого сознания. В качестве атрибутов материальной субстанции, или “всеобщих форм бытия” теперь рассматриваются свойства несколько иного порядка, чем во времена Гоббса или Гольбаха: движение, отражение, пространство, время, всеобщие законы бытия, составляющие предмет диалектики (принцип всеобщности движения, принцип всеобщей обусловленности, принцип единства мира, принцип единства и борьбы противоположностей и ряд других).