Бытие. Проблемы и формы бытия. Материя, страница 5

VII) Современная философия в целом характеризуется,

во-первых, процессуальным пониманием бытия (проще говоря, бытие - совокупность процессов, а не некий материал, субстрат, из которого состоят вещи);

во-вторых, усилением внимания к бытию человека, которое не сводится ни к познанию, ни ко всей совокупности психических явлений, ни к практически-предметной, ни к культурно-символической деятельности (часто говорят об “очеловечении” проблемы бытия);

в-третьих, тенденцией к синтезу самых разнообразных теоретических подходов (противостояние материалистической и идеалистической традиций в понимании бытия, сохраняется, конечно, и сегодня, хотя переоценивать его значение не следует);

в-четвертых, на передний план выходит задача онтологической интерпретации сложнейших понятий современной науки (физики, космологии, биологии, математики): в условиях беспрецедентного усложнения и специализации научного знания философия призвана объяснить, какого рода действительности, какому бытию соответствуют предельно отвлеченные теоретические конструкции.
3.2. Формы бытия. Материя

Классификация форм бытия - задача непростая. Даже в учебной литературе (тем более, в научно-философской) нет единства в том, что именно следует называть формами, а что - видами, уровнями, слоями и т.п. Целесообразно использовать слово “форма” в качестве наиболее общего (и общеприменимого) термина.

1) В плане решения основного вопроса философии, точнее, с точки зрения гносеологии, различают реальность объективную (используются также термины “внешний мир”, “материя”) и реальность субъективную (используются также термины “идеальное”, “психическое”, хотя часто им придается и несколько иной смысл): бытие дерева и бытие моего субъективного образа дерева.

2) Однако, поскольку можно рассматривать человека, его психическую и практическую деятельность не только “изнутри”, но и “со стороны”, то есть в качестве явлений объективно существующего материального мира, то классификация форм бытия усложняется. В этой связи, ряд авторов предлагает следующую классификацию:

бытие материального, включающее, во-первых, бытие вещей, процессов, состояний природы; и, во-вторых, бытие вещей и процессов, искусственно созданных человеком;

бытие идеального (духовного), включающее, во-первых, бытие индивидуализированного духовного (психические явления, сознание, смыслы, представленные в сознании человека) и; во-вторых, бытие внеиндивидуального, или объективированного духовного (оно материализовано, воплощено в продуктах человеческого труда, в социальных процессах, в нормах поведения, в языке и т.д.);

бытие человека, трагически раздваивающееся на бытие человека как некоторой вещи среди прочих вещей (тела среди прочих тел) и специфически человеческое бытие (которое, в свою очередь, само может оказаться либо подлинно человеческим, либо безличным, неподлинным, социально-ролевым).

3) В плане “метафизическом” (как выразились бы последователи Аристотеля), а точнее, если употребить терминологию, принятую в нашей стране, с точки зрения философской онтологии (“диалектики”), отражающей наиболее глубокие, всеобщие связи и закономерности мира, в структуре бытия обнаруживаются разнообразные взаимосвязанные уровни:

бытие в возможности (потенциальное) и бытие в действительности (актуальное);

бытие самостоятельное, или субстанциальное и бытие несамостоятельное, или акцидентальное (кусочек сахара и его белизна существуют по-разному; ни точка, ни линия, ни плоскость в отрыве от трехмерного тела не существуют);

бытие общего, необходимого, существенного и бытие единичных, случайных явлений (в частности, не следует забывать о громадном различии между характером бытия вечного, бесконечного мира и характером бытия его конечных, мимолетных порождений)...

4) Исходя из данных научной картины мира, включающей также картину истории, и, соответственно, из современной классификации наук, традиционно выделяют три формы бытия, относящиеся к объектам различной степени сложности и соответствующие уровням организации материального мира: