Бытие. Проблемы и формы бытия. Материя, страница 2

Наконец, реально ли движение, будь то перемещение в пространстве или качественное изменение? Вспомним апории Зенона. Движущееся тело не движется ни в том месте, где оно находится (поскольку, находясь в определенном месте, тело не выходит за его пределы и, следовательно, покоится), ни, тем более, в том месте, где его нет. Есть цепочка точечных, обособленных состояний покоя (подобно последовательности кадров кинопленки), но когда и каким образом происходит движение, остается загадкой. А как возможно возникновение чего-либо нового? Ведь вещь не может возникать ни тогда, когда вещи еще нет, ни тогда, когда она уже возникла. Выходит, что либо предмет существует, но без изменения, либо существует изменение, но без того, что изменяется. Ни первый, ни второй вариант нас, конечно, не устроит.

Б) Другое направление проблематизации бытия связано с осмыслением феноменов культуры. Вот монета. Однако таковой она является для того, кто знает, что это - монета, а не просто кусок металла. Тем не менее, не хотелось бы соглашаться с утверждением, что монеты бывают лишь в головах людей, а “на самом деле” их нет. Ведь тогда и металл в этом предмете сумеет опознать только тот, кому известно, что такое металл. Да и предметом это будет только для того, кто понимает, что значит “предмет”. В подобном же ключе придется рассуждать не только о вещах, созданных людьми, но и о естественно-природных явлениях. Что останется от яблока за вычетом испытываемых именно нами зрительных, вкусовых и прочих ощущений? Напрашивается неутешительный вывод: существование сводится к человеческим понятиям, ощущениям, переживаниям. Но этот неожиданный результат противоречит нашим убеждениям. Мы ожидаем от бытия чего-то большего, чем “бытие” в сознании. Мы так и говорим о том, в существовании чего сомневаемся: “Химера - всего лишь мысль, но на самом деле таких чудищ не бывает”.

В) Исключительно трудно для постижения бытие человека. Каждый понимает, что способ его существования радикально отличается от способа существования окружающих вещей. Субъективная (психическая) реальность непохожа на объективную (материальную) во многих отношениях, но тоже есть. Однако невозможно однозначно идентифицировать (отождествить) себя ни со своим телом, ни с сознанием, ни с памятью, ни с биографией, ни с социальной ролью. Я - это не мое тело, но и не мои мысли. Я неуловимо. Во внутреннем опыте обнаруживаются лишь те или иные впечатления, но не бесконечно ускользающее Я. Всякий раз, когда пытаешься его поймать, оно отодвигается куда-то вглубь и вдаль. Генетик объяснит, почему родился ребенок с голубыми глазами (а не с карими), но не объяснит, почему этот ребенок - он сам, почему я - это именно я, а ты - это ты. Если бы Мария Склодовская не добыла бы полоний и радий, то, разумеется, нашелся бы кто-нибудь, кто сделал бы это вместо нее. Однако никто не смог бы вместо нее умереть. И этот печальный факт свидетельствует об уникальности, незаменимости любого из нас. Время летит. Глаза открыл - закрыл. Человек засыпает, так и не успев понять, где находится, и что с ним происходит, откуда взялся, чему служил. Так и не успев разглядеть ни очертаний собственного тела, ни содержания собственной души. Подсознательные влечения, природные таланты, нереализованные возможности истлевают словно когда-то купленные, но не прочитанные книги.

Таким образом, проблема бытия многопланова, многомерна. Вычленим ее важнейшие аспекты.

1) Что служит основанием для проведения различия между бытием (существованием, реальностью, действительностью) и небытием (соответственно, между истиной и вымыслом, между благом, часто отождествляемом с бытием, и злом)? Что бытийствует в полном смысле слова, то есть является субстанцией? Каковы ее атрибуты, или неотъемлемые свойства, признаки, по которым ее и можно узнать?

2) Каковы формы, виды, степени, уровни бытия? Как соотносятся они между собой, насколько глубоко взаимосвязаны? Ведь и мысль, не соответствующая действительности, тоже в некотором роде существует. Существует прошлое. Существуют абстрактные возможности, очень далекие от воплощения в действительность, но, тем не менее, нетождественные невозможному. Как и тысячи лет тому назад, внимание философов приковывают переливы, взаимосвязи между душой и телом, между искусственно созданной формой (культурой) и естественно-природным материалом, между живой природой и неживой.