Бытие. Проблемы и формы бытия. Материя, страница 6

бытие неживой природы: мегамир (охватывающий видимую Вселенную в целом и космические системы разного уровня), макромир, микромир (включающий атомно-молекулярный и субатомный уровни);

жизнь (бытие живой природы): биосферно-биоценотический, популяционный, организменный, суборганизменный, клеточно-молекулярный уровни);

социальное бытие: глобальная человеческая общность, социетальные общности (общества, культуры, цивилизации, этносы, государства), социальные группы, наконец, индивид.

Необходимо заметить, что приведенные классификации не исчерпывают всех возможных градаций бытия и не позволяют однозначно определить место многих явлений. Например, остается достаточно неопределенным статус таких понятий, как “идеальное” и “информация”. Ученые и философы пока далеки от окончательного ответа на вопрос о том, целесообразно ли распространять эти понятия на объекты неживой природы или следует ограничить их применение сферой социального бытия, предполагающего наличие функционирующего человеческого сознания. Наконец, значительная часть человечества (в том числе, немало крупных ученых) исходит в своих представлениях о бытии не только из данных научной картины мира, но и из религиозной традиции (из текстов Священного Писания), допускает наличие сверхприродного, духовного, божественного бытия.

Легко заметить, что категориальная пара духовное-материальное играет ключевую роль во всех приведенных классификациях.

Духовное - это предельно общая категория, выражающая единство таких многообразных явлений, как сознание, знание, идеалы, нормы, язык и т.п., то есть всего того, существование чего предполагает - с научно-материалистической точки зрения - наличие человеческого сознания. С точки зрения религиозных мыслителей, философов-идеалистов, а также многих материалистов, не порывающих с христианской традицией, духовное начало существует и помимо человека. Прежде всего, категория духовного относится ими к бытию Бога (с большой буквы, поскольку его считают внеприродной личностью, по образу которой сотворена и личность человека).

Было бы непростительной ошибкой думать, будто вопрос о бытии бога относится всецело к компетенции религии или религиозной философии. Понятие “бог” играет исключительно важную роль в рассуждениях Декарта, Лейбница, Гоббса, Канта, Бубера, Марселя... Роль эта далеко не однозначна. Иногда понятие “бог” выполняет побудительные, интеллектуализирующие функции (в том случае, когда оно выражает идею законосообразности, неисчерпаемости, разумности и познаваемости природы или, например, идею богоподобности человека, - см. Разделы 2 и 5), иногда - мистифицирующие (когда выражает идею ничтожности философа и его неспособности проникнуть в тайны устройства вселенной). Проблема бога (как она складывается в европейской философии) включает, прежде всего, следующие философские (а не теологические!) вопросы. Каково содержание понятия “Бог”? Может ли (могло ли бы) существование Бога быть доказано и, если да, то каким образом, в частности, может ли таким доказательством служить религиозный, мистический опыт (опыт верующих людей)? Создан ли мир Богом и участвует ли Творец в жизни мира впоследствии, в частности, существует ли необходимая связь между существованием Бога и моралью? Каковы специфические особенности языка религии, теологии, религиозной философии? Каким образом можно согласовать всеблагое божественное управление миром с наличием зла и страданий в этом мире? Наконец, ряд вопросов о душе, о ее бессмертии. Долгие столетия ученые и философы противостояли религиозному фанатизму и политической нетерпимости. Непреходящей ценностью является, конечно, не догматический воинствующий атеизм, а свободомыслие. Непревзойденные образцы такого свободомыслия показали Локк, Юм, Кант, Милль, Джемс...

Материальное - это предельно общая категория, соотносительеая с категорией духовного, выражающая единство всего того, что существует до, вне и независимо от сознания отдельного человека и даже всего человечества, существует независимо от духовного.