Бытие. Проблемы и формы бытия. Материя, страница 11

Антропный принцип (космологический) (АП, АКП) - это признание некоторой взаимозависимости между существованием человека и существованием наблюдаемой Вселенной.

Но почему и в каком смысле свойства Вселенной зависят от присутствия в ней наблюдателя? АП может быть интерпретирован различным образом: методологически, онтологически. Известно немало формулировок АП.

1) “Наше положение во Вселенной с необходимостью является привилегированным в том смысле, что должно быть совместимо с нашим существованием как наблюдателей” (слабый АП, обозначен Р. Дикке в 1961 году и сформулирован Б. Картером в 1973 году в противовес тезису Н. Коперника о том, что положение человека во Вселенной не является привилегированным ни в каком смысле).

2) “Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей” (сильный АП, сформулирован Б. Картером).

3) “Наблюдатели необходимы для того, чтобы Вселенная возникла (АП участия, сформулирован Дж.А. Уилером).

4) “Во Вселенной должна возникнуть разумная обработка информации, а, однажды начавшись, не прекратится никогда” (финалистский АП, сформулирован А. Типлером).

Таким образом, человек предстает как обязательный член материального мира. Глобальный эволюционизм - мировоззренческий и методологический принцип, а также общенаучная концепция, в рамках которой обобщаются биологические, геологические, физико-космологические и иные знания о механизмах эволюции, а весь мир рассматривается как единая самоорганизующаяся, развивающаяся целостность, как процесс коэволюции систем. При этом, человек и общество признаются не только продуктом, но и действующим фактором космического процесса. Принципом глобального эволюционизма так или иначе руководствуются П. Тейяр де Шарден, В.И. Вернадский, Э. Янч, Н.Н. Моисеев, А. Лима де Фариа и множество других выдающихся ученых ХХ века. Углубление данного принципа неразрывно связано с повсеместным утверждением синергетического подхода. Синергетика (от греч. sinergeia - сотрудничество) - междисциплинарная область исследований, научное направление, сложившееся в 1970-е годы и изучающее разнообразные процессы самоорганизации в неживой и живой природе, а также в обществе (основатели направления - Г. Хакен и И. Пригожин). Важнейшие понятия синергетики: нелинейный процесс, диссипативная система (структура), когерентность, флуктуация, аттрактор, бифуркация...

Как соотносится философское учение о мире с конкретно-научными теориями? Конкретные науки, естествознание предоставляют обширный материал для философских размышлений. В свою очередь, философия выполняет в отношении конкретно-научного знания все свои обычные функции, а именно:

а) выявляет и обосновывает (или опровергает) исходные понятия и принципы науки, критически оценивает ее достижения, исследует ее сущность, основания, место в ряду других форм деятельности, роль в жизни общества, структуру, истоки, эволюцию (функции глубокой методологической и мировоззренческой рефлексии, критики, самоидентификации, идеологической легитимации);

б) обобщает и синтезирует разнообразные знания, вырабатывает целостную картину мира, переносит в науку опыт, накопленный в других областях человеческой деятельности, и способствует проникновению научных знаний и методов во все сферы духовной жизни (интегративные, коммуникативные функции);

в) осуществляет первоначальное осмысление явлений, еще не ставших предметом специального научного рассмотрения, выдвигает гипотезы, касающиеся их сущности, предлагает объяснительные модели (например, концепция атомарного строения вещества, принцип сохранения материи), предоставляет первичные языковые средства концептуализации, ограничивает диапазон возможного теоретического поиска и, в то же время, открывает принципиально новые области исследования (комплекс креативных, селективных, вербальных, эвристических и прогностических функций);

г) осмысливает кризисные ситуации в науке, парадоксы, противоречия, принципиальные методологические трудности, с которыми сталкивается ученый (эпистемологические функции);