Бытие. Проблемы и формы бытия. Материя, страница 14

г) применение конечного человеческого ума к сфере бесконечного божественного ума (философы Средневековья и Возрождения);

д) средство обнаружения противоречий, в которых запутывается разум, стремящийся к абсолютному, цельному знанию о том, что никогда не может стать предметом человеческого опыта (о мире как целом);

е) умение отыскивать противоречия в самой действительности, универсальная теория и метод познания мира (Гегель);

ж) учение о всеобщих закономерностях бытия и познания, а также основанный на этом учении метод (Маркс, Энгельс);

з) средство понимания трагического, противоречивого бытия человека (философы-экзистенциалисты).

Современное представление о диалектики, конечно, вобрало в себя весь богатейший исторический опыт. Под диалектикой понимается учение о наиболее общих связях, о законах бытия и познания, о развитии, о противоречивости всего сущего, а также основанный на этом учении метод познания и преобразования действительности. Категории и принципы диалектики выступают одновременно и как онтологические (законы бытия), и как гносеологические (законы познания), и как логические (законы мышления). Категории - это предельно общие (фундаментальные) понятия, отражающие (выражающие) наиболее общие (всеобщие), наиболее существенные отношения, связи, законы самой объективной действительности, самого бытия. Организуя мыслительный, познавательный процесс определенным образом (любой человек, независимо от того, насколько ясно он это осознаёт всегда мыслит посредством категорий единичного и общего, целого и части и т.д.), категории, тем самым могут рассматриваться и как принципы познания. Принципы - главные положения той или иной теории и одновременно руководящие идеи, правила познавательной и практической деятельности.

Ядро диалектики составляют категории движения, развития, противоречия.

Противоречие - тождество противоположностей - категория, выражающая взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон (явлений, процессов), которые вместе с тем находятся в состоянии внутреннего единства, взаимопроникновения.

Тождество - равенство явления с самим собой, сохранение на всем протяжении его существования одних и тех же черт, свойств, особенностей. А противоположность - одна из сторон противоречия, составляющих тождество и, таким образом, находящихся в состоянии единства и “борьбы”. Кроме того, тождеством называют крайнюю степень сходства, а противоположностью - крайнюю степень различия. Различие - то, чем один предмет отличается от другого, то, что не позволяет объединить предметы в один и тот же класс. Сходство - то, что у предметов совпадает, позволяет объединить их в одну общность, класс, группу. Сходство также трактуют как само наличие общности, а различие - как ее отсутствие. Но каким же образом можно определить понятие общности?

Общее - категория, выражающая ззакон существования множества единичных форм бытия (множества явлений, предметов, процессов), форму взаимосвязи этих единичных в составе целого. Внешне общее обнаруживается как сходство признаков. Единичное - категория, выражающая обособленность явлений друг от друга во времени и пространстве, их неповторимость, уникальность.

Часто говорят, что гносеологическими (познавательными) аналогами категорий общего и единичного выступают, соответственно сущность и явление.

Сущность - категория, выражающая внутреннее содержание явления, единство многообразных форм его бытия. Явление - категория выражающая внешние, наблюдаемые, изменчивые, единичные характеристики объекта (вместе с тем, словом “явление” нередко - как, например, и в данном тексте - обозначается любой материальный объект или процесс действительности). Обычно подчеркивают близость категории сущности к категориям общего, качества, закона.

Качество - категория (характеристика), выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно тем, чем является и может быть объединен в класс сходных с ним объектов. Количество - категория (характеристика), выражающая величину, число, такую определенность, благодаря которой некоторый объект (множество) можно разделить на однородные, тождественные (в каком-либо отношении) части. Мера - категория, выражающая единство качественной и количественной сторон объекта, категория выражающая предел, за которым изменение количественное ведет к изменению качественному (иными словами, мера - это интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется данное качество). Сам же момент (процесс) исчезновения старого качества и возникновения нового обозначается термином “скачок”.