Бытие. Проблемы и формы бытия. Материя, страница 10

Сторонники научно-рационалистического подхода стремятся найти основание единства мира в самом мире, развивая представления о вещественных первоначалах, о материи, о субстанции.

Согласно версии, восходящей, главным образом, к учению Канта, но получившей развитие в учениях многих и идеалистически, и материалистически мыслящих философов, проблема единства мира носит скорее гносеологический, чем онтологический характер, и имеет смысл говорить лишь о единстве картины мира. Ведь опыт, как отдельного человека, так и человечества в целом, конечен, а мир в целом бесконечен и не может стать предметом опыта.

Итак, дифференцируют несколько уровней организации материального мира:

неживая природа: мегамир, макромир, микромир;

живая природа: биосфера, биоценозы, популяции, организмы, клетки и т.д.;

общество.

Что касается мегамира, то, согласно данным физико-космологических наук, нашу Галактику (с большой буквы), имеющую протяженность 100 тысяч световых лет и обладающую массой 2х1044 грамм (двести секстиллионов килотонн), населяет почти 200 миллиардов звезд, среди которых есть и такие, возраст которых сравним с возрастом Вселенной (до 13 миллиардов лет). Вся же видимая Вселенная, или Метагалактика, самые далекие из известных сегодня объекты которой отстоят от нас на расстоянии более 12 миллиардов световых лет (один световой год равнятся приблизительно 9,5 триллионам километров), насчитывает 10 биллионов одних только галактик. Поражают воображение и параметры микромира. Так, радиус протона составляет приблизительно 10-13 см, а временные интервалы ядерных взаимодействий достигают 10-23 секунды. И это далеко не самые малые из уже сегодня известных физикам величин.

В биологических науках сложилось несколько основных подходов к определению живого (к пониманию сущности жизни):

- в основание определения кладутся наблюдаемые свойства живых объектов (питание, дыхание, рост и размножение, раздражимость и подвижность, гомеостаз и реже некоторые другие, например, так называемое “самообновление”);

- за основу берется строение (клеточное) живых объектов;

- внимание фокусируется на общности происхождения живых объектов (а именно, на том обстоятельстве, что все клетки образуются посредством деления других клеток, на факте единства генетического кода, на специфической оптической активности живого вещества);

- постулируется наличие иных существенных признаков жизни (например, наличие жизненной силы, биополя и т.п.).

Часто говорят о двух подходах к пониманию сущности жизни: о субстанциальном и функциональном (или о субстратном и процессуальном).

Что касается проблемы происхождения жизни, то по-прежнему сохраняют влияние, по меньшей мере, три альтернативные концепции (гипотезы, теории):

- креационистская концепция (жизнь создана Творцом);

- гипотеза самопроизвольного зарождения живого из неживого (справедливо считается архаичной и полностью утратившей влияние);

- теория извечного существования, присутствия жизни во Вселенной (сторонниками данного подхода считаются Ю. Либих, У. Кельвин, Г. Гельмгольц, С. Аррениус, Л.С. Берг);

- теория возникновения жизни в результате биохимической эволюции (случайная самосборка, закономерная эволюция, коацерватная теория, кристаллическая теория, теория гиперциклов и другие версии).

Наконец, что касается эволюционных учений, то они развиваются, прежде всего, под знаком противостояния номогенеза и тихогенеза. Номогенез: эволюция осуществляется на основе законов в направлении морфофизиологического усложнения организмов, захватывает сразу множество видов; естественный отбор охраняет норму, а не уклонения от нее; пути развития жизни внутренне запрограммированы). Тихогенез: эволюция осуществляется на основе случайных, ненаправленных изменений, случайных приспособлений).

Центральную мировоззренческую и методологическую проблему философии составляет понимание (установление, объяснение, обоснование) единства всех уровней организации материального мира - физической вселенной, жизни и человека (или общества, поскольку общество и есть единственно возможный способ бытия людей в биосфере и во вселенной). В этой связи, всё большее внимание философов привлекают методологические дискуссии вокруг так называемого антропного космологического принципа.