Бытие. Проблемы и формы бытия. Материя, страница 15

Закон - существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями. По широте действия законы подразделяются на частные, общие и всеобщие; по объекту - на законы природы и общественные законы; в плане выражаемых ими изменений - на законы функционирования и законы развития; а по механизму действия и характеру вытекающих предсказаний - на динамические и статистические (не статические!). Специфическая связь между явлениями, форма проявления закона называется закономерностью. Если законы, присущие самому объективному материальному миру, обозначают как законы природы (в этом широком смысле слова они включают также законы общественного развития, поскольку общество тоже составляет часть материального мира), то их отражение в сознании людей, в научном знании обозначают как законы науки. Законы науки - более или менее точное и полное отражение соответствующих законов природы.

На познании законов природы основан детерминизм - руководящий принцип научного мировоззрения и научной методологии. Детерминизм - признание существования всеобщей обусловленности (детерминации), взаимосвязи явлений. Непризнание существования такой обусловленности получило название индетерминизма.

Детерминация бывает двух видов - причинная и непричинная.

Причина - категория диалектики, указывающее на явление, влекущее за собой другое явление. Следствие - категория диалектики, указывающая на явление, влекомое (вызываемое, порождаемое) другим явлением.

Установление причинно-следственных связей имеет для науки первостепенное значение. Причинную детерминацию характеризуют следующие моменты:

а) производительность (в процессах причинения происходит перенос вещества, энергии и информации от причины к следствию);

б) асимметричность, необратимость (причина всегда предшествует следствию);

в) непрерывность, смежность во времени и пространстве (причина и следствие примыкают друг к другу);

г) всеобщность (не бывает ничего, что не имело бы причины и следствия).

д) некоторые другие особенности, например, отражение особенностей причины в особенностях следствия.

Что касается непричинной детерминации, известны следующие ее виды:

а) функциональная связь (взаимообусловленность длины окружности и величины ее радиуса);

б) связь состояний (обусловленность состояния объекта его же собственными предшествующими состояниями);

в) структурная и системная детерминация (взаимообусловленность состояния системы и состояния ее элементов);

г) вероятностная детерминация (обусловленность события другими событиями, рассматриваемая с точки зрения теории вероятностей).

К числу важнейших категорий детерминизма относятся необходимость и случайность, возможность и действительность и некоторые другие.

Возможность - категория диалектики выражает наличие условий для возникновения явления. Действительность - категория, соотносительная с категорией возможности и выражающая уже ставшее, состоявшееся явление, осуществленную возможность. Различают возможности абстрактные и конкретные.

Необходимость - категория диалектики выражет такую связь между явлениями, такой способ превращения возможности в действительность, когда наступление одного события обязательно влечет за собой наступление другого. Случайность - то, что может произойти, но может и не произойти; результат воздействия неопределенно большого числа разнообразных причин. Вероятность - мера возможности наступления события, случайности.

Условие - внутренние и внешние факторы, то, что необходимо для превращения причины в следствие, но само причиной не является. Повод - пусковой механизм, событие, которое приводит в действие причинно-следственную цепь. Основание - совокупность причины, повода и всех условий, то есть всех обстоятельств, при наличии которых наступает следствие (в логике категория основания имеет иное значение).

Как правило, причинное объяснение дополняется объяснением функциональным, позволяющим рассматривать сложное, неоднозначное взаимодействие, взаимозависимость частей в составе целого. Часть и целое - категории, выражающие отношение между отдельными объектами и их совокупностью, то есть связью, которая эти объекты объединяет. Целое обладает свойствами, качествами, отсутствующими у  частей, оно не равно простой сумме собственных частей. Целое познаётся через знание частей, но части, в свою очередь, могут быть познаны лишь на основе знания целого. Тем не менее, целостный (структурный, системный, комплексный) подход, акцентирующий внимание на связи между частями целого, на их взаимообусловленности, не исключает необходимости причинного объяснения любых явлений.