Проектирование участка городской улицы, страница 23

Для очистки и отбрасывания в сторону снега с тротуаров, проездов, скверов, пешеходных дорожек и площадей, на которых применение автомобильных и тракторных снегоочистителей нецелесообразно или невозможно, применяют малогабаритный фрезерно-роторный снегоочиститель МС-59 (рис. 121). Машина представляет собой самоходный агрегат, установленный на двух пневматических колесах и двух самоустанавливающихся опорных катках, оборудованный фрезерно-роторным рабочим органом.

Для очистки проездов и тротуаров шириной свыше 3 м от све-женасыпанного и уплотненного снега в последнее время находит широкое применение снегоочиститель Д-447М (рис. 122). Эта машина представляет собой универсальный агрегат из трех навесных рабочих органов, смонтированных на базе колесного трактора «Беларусь» МТЗ-50/52. В передней части трактора установлен отвальный плуг снегоочистителя, между передними и задними колесами расположено устройство для рыхления и скалывания уплотненного снега, к задней части рамы прикреплена вращающаяся цилиндрическая щетка. Все три рабочих органа имеют независимое гидравлическое управление подъемом и опусканием и могут быть включены в работу из кабины водителя в любом состоянии.

Такая система навески обеспечивает необходимую универсальность машины и позволяет в процессе работ включать тот или иной рабочий орган без остановки машины. Автономное управление рабочими органами дает возможность выполнять те или иные технологические операции при их разнообразном сочетании (например, очистку верхнего рыхлого слоя ножом и рыхление уплотненной корки устройством для рыхления, или очистку снега ножом с подметанием щеткой и т. д.).

Для погрузки в транспортные средства снега, предварительно собранного в валы и кучи, на городских улицах применяют лаповые снегопогрузчики Д-566 и С-4М. Эти снегопогрузчики смонтированы на самоходных пневмоколесных шасси и состоят из лапового питателя со скребковым транспортером, двигательной установки и трансмиссии с приводом на колесный ход и рабочие органы. Производительность их на погрузке снега соответственно равна 300 и 250 м3/ч.

Если вдоль проезжей части расположены широкие полосы зеленых насаждений, технические полосы, то снежные валы и кучи перебрасывают на эти полосы роторными снегоочистителями. Снег с улиц вывозят на специально отведенные места — поля, пустыри, русла рек, а также сбрасывают в снегосплавные камеры, установленные на коллекторах водосточной сети или хозяйственно-фекальной канализации. При вывозке снега в русла рек необходимо выбирать незамерзающие участки — места вблизи от выпусков теплой воды от теплоэлектростанций и других подобных предприятий. Подают снег к месту выгрузки по эстакадам, устраиваемым вдоль берега реки.

Для разравнивания снега на свалках и поддержания в надлежащем состоянии подъездов к ним используют бульдозеры с широкими отвальными ножами.

При правильной и своевременной организации работ по снегоуборке в большинстве случаев удается обеспечить нормальную эксплуатацию городских улиц и дорог в зимний период и поддерживать на заданном уровне их транспортно-эксплуатационные показатели. Если по каким-либо причинам не удается своевременно удались свеженасыпанный снег с проезжей части и он уплотнится под движением колес транспорта, необходима обработка его специальными химическими реагентами или песко-соляными смесями.

При производстве работ на таких участках сначала рассыпают химические реагенты из расчета 200—300 г/м2, затем через несколько часов после посыпки производят скалывание верхнего слоя уплотненного снега автогрейдером с гребенчатым ножом или специальными рыхлителями. После этого производят повторную посыпку и последующее скалывание.

Технологический процесс при использовании песко-соляных смесей не отличается от обработки химическими реагентами, однако их применение требует значительных затрат, связанных с добычей и транспортировкой большого количества песка, перемешиванием песка с соляными растворами, погрузкой в песко-разбрасывающие машины. Наряду с этим, применение песко-соляных смесей сильно загрязняет проезжую часть и другие дорожные сооружения песком, который растаскивается колесами транспорта по покрытию дороги, выносится талой водой в водосточные сети, попадает на газоны. Песок вместе с хлоридами действует на металлические части транспортных средств как абразивный материал и вызывает повышенную их коррозию. Поэтому более экономичными и удобными, как показывают исследования, проводимые многими дорожно-эксплуа-тационными организациями, для борьбы со снегом и льдом на го-родских дорогах являются химические реагенты.