Проектирование участка городской улицы, страница 21

Основной особенностью работ по содержанию городских улиц и дорог является то, что они направлены не на повышение прочностных характеристик и других транспортно-эксплуатационных показателей различных дорожно-транспортных сооружений, а их задача состоит в постоянном уходе и сохранении этих сооружений в надлежащем состоянии между различными видами ремонта.

Летний период содержания улиц и дорог включает проведение мероприятий по предупреждению преждевременного износа и разрушения дорожных одежд и других элементов улицы, поддержанию чистоты на проезжей части и тротуарах, повышению безопасности движения. Загрязнение проезжих частей улиц снижает безопасность движения городского транспорта, а также способствует быстрому разрушению слоев износа дорожной одежды. Наносимые на проезжую часть песок, пыль, грунты (колесами транспорта или ветром) при движении транспорта (особенно при торможении) действуют на покрытие как абразивный материал и способствуют его постепенному истиранию, а пыль и грязь повышают скользкость и снижает сцепление колес автомобиля с покрытием.

Работы по уборке улиц включают удаление с проезжих частей и лотков дороги отложений наносного грунта и грязи, очистку их от опавших листьев, пыли и мусора. Основными видами работ при летней уборке улиц являются: подметание с поливкой, мойка, уборка большого скопления наносов. Те или иные виды работ назначают в зависимости от засоряемости проезжей части улиц, накопления на ней грязи, пыли и мусора. Количество же наносимых на дорогу загрязнений зависит от степени благоустройства прилегающих к улице территорий (типы дорожных покрытий, виды озеленения) и характера застройки улицы (наличие вдоль улицы рынков, магазинов, вокзалов и т. п.). Для подметания и одновременного сбора мусора с городских улиц, площадей и дворов, имеющих усовершенствованное покрытие, нашей промышленностью выпускаются самоходные подметально-уборочные машины. Подметально-уборочные машины монтируются на шасси автомобиля и состоят из следующих рабочих органов: цилиндрической щетки с металлическим ворсом, расположенной под машиной, и боковой вертикальной (лотковой) щетки, вынесенной в сторону; пневматического транспортера, бункера для сбора мусора и водяного бака для увлажнения покрытия.

Подметание и уборку улиц подметально-уборочными машинами производят в дневное время. В первую очередь эти работы ведутся на улицах и проездах, где отсутствует ливневая канализация и мойка их мало эффективна. Вначале подметают наиболее засоренные лотковые части и крайние полосы, на которые приходится наиболее интенсивное движение транспорта, а затем среднюю часть с меньшей интенсивностью движения.

Тротуары и остановки общественного транспорта убирают с ло-мощью малогабаритных тротуаро-уборочных машин с шириной убираемой полосы при одном проходе 0,8—1,5 м. Уборка тротуаров и остановок производится в часы наименьшего движения пешеходов и минимального скопления на остановках пассажиров (в ранние утренние часы или поздно вечером).

Для поливки и мойки проезжих частей и тротуаров применяют поливо-моечные машины ПМ-130Б (ПМ-130П), которые в зимнее время оснащают дополнительным снегоочистительным оборудованием. Поливо-моечные машины используют также для поливки зеленых насаждений (деревьев, кустарников, газонов). Мойку проезжей части производят в основном на улицах и дорогах с водонепроницаемыми (асфальтобетонными и цементно-бетонными) покрытиями с обеспеченным поверхностным стоком и закрытой системой водоотвода. Мыть водопроницаемые покрытия, такие как, например, щебеночное или каменная мостовая, не рекомендуется, так как это может привести к их размыву и разрушению.

Моют проезжие части улиц в основном в ночное время, когда движение транспорта незначительно. При большой ширине улицы сначала моют одну сторону от ее середины к лотку, а затем другую. При этом часто применяют несколько поливо-моечных машин, следующих друг за другом уступами с перекрытием полос, вымытых впереди идущими машинами, на 0,7—1 м, с интервалом между машинами в 10—20 м. Заправляют поливо-моечные машины водой из городской водопроводной сети посредством гидрантов, устанавливаемых на пожарных колодцах городского водопровода. Для снижения запыленности и улучшения микроклимата на улицах города в жаркие летние дни производят поливку дорожных и тротуарных покрытий. Расход воды при поливке с усовершенствованными покрытиями составляет 0,2—0,3 л/м2, другими покрытиями— 0,4—0,6 л/м2. Наряду с мойкой и поливкой улиц в летний период систематически производят очистку дождеприемных колодцев и водосточных труб от осевших в их лотках ила и грязи. Колодцы и трубы очищают самоходными машинами (илососами), снабженными устройствами для размыва осадка, всасывания образовавшейся пульпы в емкость машины, отделения ила и грязи в емкости от воды и выгрузки их на месте свалки.