Стратегические решения в производственном менеджменте. Стратегическое планирование производственных мощностей. Этапы проектирования продуктов и услуг. Концепция совместной разработки. Проблема аллокации затрат и ограниченность модели «standartcost». Альтернативные модели учета производственных затрат, страница 12

После построения модели, на основании которой прогнозируется спрос, величины остатков (разница между фактическим значением спроса и спрогнозированным по модели значением) должны представлять собой случайную величину, как правило, с нормальным распределением.  Если невозможно таким образом описать остатки, то модель объяснила не все регулярные компоненты спроса.

23. Агрегатное планирование производственных систем: сущность и методы

Агрегатный план - план производства в укрупненных показателях, разрабатываемый как правило на годовой период в помесячном разрезе. В агрегатном плане продукция одного типа, производимая в едином техпроцессе,  не разделена по номенклатурным позициям – указывается только общее количество выпускаемой продукции.

Основная цель агрегатного планирования – обеспечить соответствие производственных возможностей меняющемуся спросу на товар. Проблема состоит в том, что производственная мощность является постоянной величиной, тогда как спрос на товар как правило изменяется (например, вследствие общих тенденций роста отрасли, или сезонных колебаний).  И в процессе агрегатного планирования следует определить, за счет изменения каких параметров производства будет возможно удовлетворить спрос.

Основные параметры агрегатного плана:

- объем производства (выпуска) – всего, собственными  силами и по субподряду;

- объем сбыта;

-запасы готовой продукции на складах;

– параметры, определяющие производственную мощность (численность основных  и временно привлеченных рабочих)

- параметры загруженности производственной мощности (плановые простои и сверхурочные работы).

Методы агрегатного планирования.

1. Метод проб и ошибок (эмпирический). Предполагает практическое использование разных стратегий в каком либо периоде времени с  сопоставлением фактических затрат. Выбирается такая стратегия, которая обеспечивает наименьшие затраты.

2. Табличные методы. Для каждого из приемлемых вариантов стратегии на основе имеющегося прогноза спроса и данных о производственной мощности, рассчитываются суммарные годовые дополнительные затраты в табличной форме. Выбирается стратегия с минимальным значением затрат. Недостаток –невозможно проверить все комбинации стратегий, вариантов которых может быть несколько сотен.

3.Методы линейного программирования.

В общем случае, задача агрегатного планирования может быть представлена как каноническая задача линейного программирования, в которой

- переменными являются все изменяемые параметры агрегатного плана (численность рабочих, выпуск по субподряду, сверхурочные часы, простои, …)

- целевой функцией, подлежащей оптимизации является функция, выражающая суммарные годовые затраты, связанные с реализацией агрегатного плана;

- ограничениями устанавливается: параметры отдельных переменных не должны выходить за физические пределы (например, остатки склада не должны превышать вместимость, количество сверхурочных часов не может быть больше установленного законодательно значения и т.д.).

В качестве важнейшего базового ограничения выступает условие удовлетворения спроса, то есть спрос на продукцию должен быть равен продажам (за счет всего выпуска, и выдачи остатков со склада).

4 Методы имитационного моделирования. Более точные, но требуют высокой квалификации аналитиков.

24. Стратегии агрегатного планирования

Важнейшая задача, стоящая перед разработчиком  агрегатного плана - определение принципов, при которых производственная система будет подстраиваться под меняющийся спрос. Необходимо определить какие параметры системы изменяются для реакции на повышение и понижение спроса для минимизации затрат системы.

Эти принципы получили название стратегии агрегатного планирования.

Если в ответ на изменение спроса меняется только один параметр производственной системы, стратегия называется чистой, иначе – смешанной.

Выделяют 8 базовых чистых стратегий:

5 пассивных — подстраивающих производство под   спрос;

3 активные,  изменяющих сам спрос.

Пассивные стратегии: