Идея мыследеятельности. Схема МД как общественный идеал, страница 5

Теперь самый интересный момент: но при этом, снимая эти проекции, мы еще оставляем за собой возможность перекатегоризовать весь объект в целом, мы можем сказать: а мышление ли это? Мы-то первоначально в некотором пред-полагании постулировали, что этот объект – мышление, и что мы исследуем или анализируем, описываем мышление. Но в какой-то момент мы можем сказать: а насколько, во-первых, эвристично, а во-вторых, реалистично это исходное предположение. И поэтому вектор один – это развертывание, или снятие проекций, а вектор второй – перекатегоризация базового объекта. На противоположном полюсе этого движения – МД. МД как имя новой целостности. И тогда в 83 году по отношению к 53-му утверждается следующее: мы исследуем, описываем и анализируем не мышление, а мы исследуем, описываем Мыследеятельность (при этом слово "Мысле" – с большой буквы, а "деятельность" – со средней). Вот наш реальный объект, с которого и снимаются эти самые пресловутые, зафиксированные в схеме МД проекции, т.е. мыследействование, рефлексия, мысль-коммуникация, понимание и т.д. и т.п. И в этом плане схема МД собирает на себе 2 движения. Одно движение – которое относится к наполнению этой схемы, т.е. к раскрытию содержания отдельных понятийных фокусировок и к смене рамки, т.е. к тому, что относится к перекатегоризации самого рассматриваемого поля объектов, с проведением новой границы (условно можно было бы нарисовать пунктиром на этой схеме) Мы теперь понимаем, что то, что мы исследовали, не было мышлением в узком смысле слова, а было МД – более сложным образованием.

Теперь смотрите: но ведь такая перекатегоризация не может быть чисто умозрительной. Что это значит, что мы перешли от мышления к МД? Вполне может оказаться так, что только в ОДИ как открытой ситуации МД бывает, а внутри методологического семинара как закрытой ситуации МД еще нет. И в этом плане задача построения теории мышления в ее двух планах (во-первых задача построения теории, а не чего-то другого, во-вторых, задача построения теории мышления, а не чего-то другого) отражала специфику кружка. Во-первых, с точки зрения его методологических и логических установок – они ничего кроме теории-то не знали в 53 году, они вообще думали, что единственной формой существования системы знания является теоретическая форма. Они же пришли-то все из науки, они принесли с собой определенный логико-методологический прототип организации знания, и этот прототип был теоретическим. А различения того, что вообще и теории-то бывают разные – это сложно, это лет через 10 только.

Второй момент: и при этом, постольку, поскольку они строили теорию, рефлектируя все время свой опыт кружковой работы и то, что реально формировалось в этой самой кружковой коммуникации… А что такое кружковая коммуникация? – Вот собрались 10 головастиков: что они делают? – По всей видимости – мыслят; они же больше вроде как ничего и не делают: если они чего и делают, так только мыслят. И в этом плане идея мышления как бы соответствовала, была соразмерна кружку, но она была заведомо несоразмерна ОДИ. Более того, она даже была несоразмерна проектированию пульту управления пилота на военном самолете (работы, которые начинают разворачиваться в 65 году). И она, наверное, была несоразмерна задаче проектирования города, разработке Генпланов или проектированию зданий. В этом плане было понятно (уже где-то на промежуточном этапе, когда возникли первые консультационные работы, консалтинг первый внутри кружка – инженерно-психологическое проектирование, архитектура, дизайн), что там есть что-то большее, чем мышление. Что там есть что-то еще, но для этого чего-то еще не было имени. Имя "деятельность" было скорее рамкой, чем указанием на объект, скорее подходом, чем фиксацией тех процессов, которые происходили. И переход к ОДИ оказывается шагом, или оказывается неким этапным переходом, потому что позволяет посмотреть назад и сказать: "О! Так, оказывается, мы все время занимались МД, сводя ее (обратите внимание на это слово), сводя ее к редуцированным формам, например, к мышлению, мышлению как деятельности, к деятельности, например, проектной или какой-либо другой, которая так же, как и мышление, есть нечто иное – как частная редуцированная форма".