Идея мыследеятельности. Схема МД как общественный идеал, страница 21

П.Г.: Ну, для начала надо понять, что вы не знаете, какие вопросы в эту картинку, а какие – нет.

Олег: Совершенно точно.

П.Г.: А следовательно, когда вы говорите, что они задают вопросы не в эту картинку – вы уже ошиблись. Потому что вместо того, чтобы заниматься собой, вы вдруг занялись ими. А что вы ими занялись? Каждый пускай сами собой занимаются. Ну, уж во всяком случае, это – моя ответственность, а не ваша. Понимаете? А тут вы еще что-то решили человечество спасти в маленькой камерной форме его представительства.

Олег: Да, я хочу извиниться.

П.Г.: Не-не-не. Не надо извиняться. Дело в том, что есть принцип, который опять же один мой хороший друг в свое время мне в метафорической форме передал. Он сказал так: "Когда идешь по минному полю, самое главное – не щупать ногой землю за соседа".

Олег: Я принимаю это возражение.

П.Г.: Это не возражение.

Олег: Не возражение, а замечание.

П.Г.: Да.

Олег: Совершенно справедливо. Но тем не менее это не снимает моей проблемы.

П.Г.: Щупайте перед собой. Щупайте землю перед собой. У вас достаточно мин в коридоре, по которому вы движетесь.

Олег: Но я немножко решил нахально воспользоваться вашим добродушием и на фразу: "У вас есть я", и вот реагирую следующим образом (раз вы у меня есть): как щупать? что щупать?

П.Г.: Идите. Но в этом смысле, понимаете, даже, наверное, этот образ формирует немножко не ту ориентацию: не щупайте, идите. Ну, идите. Не спрашивайте, как идти. Идите!

Олег: Не идется ногами.

П.Г.: А не. Это – ерунда. Это вы обманываете себя (скорее, себя, чем меня). Попробуйте! Сделайте шаг! Понимаете? От того, что вы десять раз, стоя на берегу, будете спрашивать: "Как плавать, когда меня туда бросят?", когда вас бросят, вы никогда не будете делать то, что вам сказали на берегу. А вы будете делать то, что вы будете делать. Поэтому идите! Не спрашивайте, как идти. Это ложный вопрос. Потому что вы все равно пойдете так, как никто не ходил. Или наоборот: вы пойдете так, как все ходили. Но тогда очень просто будет идти. Все так ходят, и вы так ходите. Вот когда вы дойдете до той точки, где надо ходить так, как никто не ходил, там опять вам никто ничего не поможет, как ходить. В этом плане… я тут недавно интервью давал в "Вопросы методологии", и там позволил себе такую метафору сказать: что была школа Георгия Щедровицкого и что были игры. В этом смысле каждый двигался. Был огромный дом неосвоенный. И очень часто люди переставали понимать, где они находятся. Высовывается человек из окна и кричит: "Алло, это я, Петя Щедровицкий, где я?! Где я?! На каком этаже?" А Георгий Петрович был навигатором. Потому что он, например, говорил: "Ты на восьмом этаже. Справа от тебя в темноте находится железная чурка. Пойдешь направо – споткнешься. Если ты пойдешь налево, то за вторым поворотом встретишь Змея Горыныча". А дальше (обратите внимание: еще одно усложнение) все делились (из тех, кто начинал ходить) на 2 группы. Тех, которые следовали этим указаниям, потому что считали, что Георгий Петрович везде ходил, а Змей Горыныч привязан на цепи (поэтому где он один раз встретился, там он и сидит до сих пор и ждет теперь его). А другие относились к этому как к вероятностным сценариям, но при этом позволяли ходить за тот поворот, где сидит Змей Горыныч. При этом некоторые его там встречали (с понятными последствиями), а некоторые – нет. Тут не может быть королевского пути. А если вы ищите королевский путь, то, скорее всего, вы ищите того, чего нет.

Ну, что? Спасибо за внимание. Я надеюсь, что к завтрашнему дню вы поймете лучше, так сказать, надо или не надо…