Идея мыследеятельности. Схема МД как общественный идеал, страница 16

Реплика: Т.е. время – это категория неизменяемая…

П.Г.: Я ничего про это не говорил (про категории).

Реплика: Потому что если возвратиться к тому разговору, который был до моего вопроса, то разные могут быть выводы и размышления – в зависимости от того, живем мы в плавно текущем времени…

П.Г.: Я еще раз вам говорю. Время есть способ бытия любой вещи в МД. Нет никакого бытия в МД, кроме временного. Любое бытие временно. В этом смысле время есть способ бытия. Способ бытия, а не способ измерения. Способ бытия: Вы есть время, я есть время, вот этот магнитофон есть время, вот этот дом есть время…

Реплика: А это разве не перекос?

П.Г.: Но вы теперь видите на этом примере, как мне сложно было вам отвечать.

Реплика: Ну почему? Я хоть по теме спрашивал.

П.Г.: Помните, вы же мне сказали… я бы не стал бы вам отвечать, если бы вы мне сказали, что в вашей онтологии нет другого. А вы сейчас своей репликой демонстрируете, что это не так. Т.е. вы меня надували? Или себя? что опасней, чем меня.

Реплика: Я понимаю, о чем вы говорите. Но это очень трудно…

П.Г.: Очень трудно, неимоверно трудно. Обратите внимание: неимоверно. Но это, обратите внимание, на русском языке говорят. Вы представьте себе, что меня спросили бы сейчас на китайском. И мы бы сейчас на китайском разговаривали. А тогда что б вы делали? Застрелились бы. Но вдумайтесь, что это – тот мир, в котором мы живем. При этом (обратите внимание) рядом бы сидел китаец, который бы не понимал, что я отвечаю по-китайски. И он бы нервничал еще больше. Вы бы в этом смысле сказали: "А-а, это – по-китайски". А он бы говорил: "Это по-китайски?!"

Ну вот: что я мог, я сказал. Здесь тумблер надо щелкнуть. Там тумблер есть такой, он переключается.

Вопрос: Складывается такое впечатление, что понятие МД и все, что с ней связано, – они, вообще говоря, вневременные. Поскольку мышление как деятельность не обладает тем, что называется причинно-следственной связью. Т.е. то, что вы сегодня мыслите, вообще говоря, не связано с тем, что было.

П.Г.: Я сегодня утром пытался об этом говорить. Причинно-следственная связь есть способ уничтожения времени. Есть способ превращения времени в пространство, в структуру. Категория причины позволяет нейтрализовать время, причем – во всех смыслах. Даже в том смысле, о котором меня спрашивали, когда мы время примысливаем. Потому что причина безвременна, она – всегда. Поэтому ваш вопрос в этой части для меня неприемлем. Что же касается МД, то я готов ответить в духе того, как я отвечал: МД суть время. МД суть время, поэтому в ней не может быть времени, она сама есть время. В этом смысле схема МД – это схематизированное время.

Реплика: Т.е. можно сказать, что когда мы говорим "МД", то мы про время можем и не говорить.

П.Г.: Оно там уже воплощено.

Реплика: Это одно и то же.

П.Г.: В этом смысле МД суть история.

Реплика: Мы также можем сказать, что МД и не есть время, поскольку МД и время и есть…

П.Г.: Ну, нет. Вы сейчас строите софистику в том месте, где ее совсем не стоит строить.

Реплика: Просто речь идет о том, что не надо просто время, где оно иначе, в другой форме существует.

П.Г.: Нету никакого такого времени, которое в другой форме существует, о которой вы спрашиваете. Потому что то время – это обманка, это пространство всегда. Всегда. Это солнечные часы, т.е. это всегда круг на земле и тень, это всегда движение стрелки и ничего больше. Это – пространственная организация, которую придумывают на разных уровнях люди не для того, чтобы временно бытийствовать, а для того чтобы фиксировать, схватывать время в форме структуры. И это (фиксация) – одна из ключевых проблем. Фиксация процесса. Есть любимая байка. Г.П. ее много раз рассказывал, я ее очень люблю. На этом примере очень хорошо виден парадокс. Лурия Александр Романович (покойный) исследовал детишек 10 лет: собрал их и говорит: давайте, нарисуйте мне прыгающего мальчика. Ну, стоят, слюни текут, сопли текут, рисуют. Нарисовали, дают ему. Он говорит: "Вася, что ты сделал? Я же тебя просил нарисовать прыгающего мальчика, а ты мне нарисовал просто мальчика". После этого, – пишет А.Р., – дети делятся на две равных группы: первая группа ставит палец на лист бумаги и начинает двигать его вверх-вниз по столу, а вторая группа ставит палец на лист бумаги и начинает подпрыгивать сама. Вот так и мы с вами. Как мы представляем процесс? – мы кладем структуру, а потом либо прыгаем сами, либо водим пальцем.