Идея мыследеятельности. Схема МД как общественный идеал, страница 18

О.В.: Я не понимаю этот ответ. Или не знаю, как им пользоваться.

П.Г.: Ну, понимаете, вот здесь сидит, скажем, Марк Григорьевич Меерович. Мы отличаемся от всех остальных, сидящих в этом зале, тем, что мы учились у Г.П. Довольно долго. Марк про себя скажет сам: когда, с какого момента он решил, что либо выучился, либо прекращает это ученичество. Я ушел после 8 лет. В тот момент, когда я занял ученическую позицию, я для себя решал вопрос: сколько лет на это уйдет? Спрашивал у Г.П. Ну, получил некоторый ответ. После этого я нарисовал [ось], отложил на этой оси ту цифру, которую он мне сказал. Прикинул: готов ли я эти годы потратить на обучение? Что такое ученик? – Ученик это тот, кто сознательно и целенаправленно отказывается от собственной картины мира, оставляя учителю право…

Олег: Но у вас был Г.П.

П.Г.: Ну, да. А у вас есть я.

Олег: Вы согласны 5 лет провести здесь?

П.Г.: Теперь смотрите: это – одна ситуация. Теперь: вторая ситуация. В этом зале присутствует какое-то число людей, которые имеют вместе со мной и друг другом опыт совместного участия в ОДИ. При этом эти ОДИ, с одной стороны, оказались для кого-то средством инициации: они подтолкнули к тому, что в них и без этого присутствовало. Ничего такого особенного ОДИ не создают. Но они входят в резонанс с внутренними тембрами и темпами движения человека и инициируют и дооформляют то, что там присутствует. При этом – как хорошую, так и простую сторону. Теперь: у игр было предметное или надпредметное содержание: экологическое, экономическое, социальное, культурное, и кто-то зацепился за те проектные направления, которые из этой игры остались. В этом смысле игра особо их ни на что не продвинула, но обозначила коридор возможного движения и способ вынимания из него предметных результатов и смыслов. При этом это – самые разные люди: информационщики, геологи, экологи, биологи, экономисты, и т.д. и т.п. В этом смысле для них продуктом игрового взаимодействия оказались эти предметные моменты, и кое-кто из этих людей с этими предметными флажками сюда пришел. Теперь они их держат, и уже: меньше держат, чем в начале. Т.е. чего с ним делать (с этим предметным флажком)? Потому что (если понятно какое имеет отношение то, что я рассказываю…) при этом они каждый раз говорят себе так… вот сегодня очень хорошо коллега Сбитнев мне сказал. Он сказал: "Ну, вот завтра-то ты про Азиатско-Тихоокеанский Регион (АТР) поговоришь". А я про себя так думаю: я то про него поговорю, но я про него поговорю так, что он-то его не узнает. Я завтра честно буду рассказывать про геоэкономические координаты, в которых находится Россия, в этом смысле: АТР, в этом смысле Сибирь и в этом смысле любое предприятие на этой территории. Я (честное слово) все расскажу. И надеюсь, что вы мне зададите вопрос: "А где Сибирь? А где АТР?" Потому что там этого нету, нету всего этого уже. Сибири нету, АТР уже нету. Уже другой мир. Но, понимаете, когда этот человек пришел с этим флажком своим, то непонятно, куда его воткнуть, где помахать, покричать чего-нибудь: "Ура, АТР! Сибирь в АТР встроим!" Горизонты разные. Вы определитесь со своим горизонтом. А то вы ведь как? – Вы мне задаете первый вопрос и вроде как намечаете какой-то горизонт. Я вам на него и отвечаю. Потом говорите: "Нет. Переигрываем: не то, что там, а – другое". Ну, переиграли. Но, когда мы пятый раз с вами переиграем, у меня возникнет ощущение, что вы на самом-то деле не себя проявляете в вопросе, а вы какую-то игру устроили со мной. Чего со мной играть? Я – честный, открытый, говорю. Поэтому определитесь, какая у вас позиция, если у вас есть предметные вопросы, задавайте, я их попробую как-то обсудить. Вот меня человек спросил про помять, я ему про память и ответил. Он, кстати, правильно определился, потому что объяснили, что здесь – другое. Кто-то спросил меня про конкретные вопросы, связанные с культурой и мышлением, я ответил. Худо-бедно, какой-то определенный дал такой мазочек. Может, он будет использован, или по отношению к нему возникнет какая-то критика. Когда меня спрашивают про картину мира, я – опять; я все время пытаюсь втянуть в диалог, я спрашиваю: "А у вас какая?" Тогда можно как-то выстроить…