Идея мыследеятельности. Схема МД как общественный идеал, страница 20

Вопрос: Частное проявление. Так скажем.

П.Г.: Нет, Слуга. Хорошее слово – Слуга.

Вопрос: Через нас МД проявляет себя в этом мире?

П.Г.: В том числе, но не только посредством нас. Кстати, между прочим, в христианской традиции была очень интересная формула: "Мышление и сознание дается вам в пользование, а в конце вашей жизни с вас спросится, как вы им пользовались?" Это еще более жесткая формула. Потому что МД гораздо более демократично по отношению к вашему неумению пользоваться ею.

Из зала: В конце не спрашивается?

П.Г.: Ну, да. Там другой тип ответственности и рисков. Потому что известно, что ответственность и риски в той онтологии – это страшный суд. Т.е. если вы этим не воспользовались, если вы в том мире, который был дан вам изначально, нерационально, бесхозяйственно, так сказать, прожили, то будет спрошено. А МД сама расставляет акценты; в этом смысле она вам на каждом шагу намекает, что у вас есть шанс быть Слугой. Слово "придаток" – это же оценочное. А что, разве что-то есть страшное в том, чтобы быть слугой МД?!

Вопрос: А как же тогда ценностный механизм этого регулирования. Т.е. получается, что он заключен уже в МД, сам по себе?

П.Г.: Что значит "заключен"? Усилие-то, усилие же?

Вопрос: Ну, если в первом случае у нас спросят – воздастся по заслугам (это понятно), то во втором случае МД спрашивать не будет: она предоставляет шанс. А кто же тогда, например, если у нее нет какой-то ценностной…

П.Г.: О, конечно, да. И обратите внимание: нам хочется ввести единую вертикаль управления. Чтобы все (так их!) воспользовались шансом, который им дает МД! Ничего не узнаете? Так, да? Да. В этом смысле, да: дается шанс и вы можете им не воспользоваться и с вас не спросят за то, что вы им не воспользовались, потому что иначе будет нарушен принцип МД: "Подобное от подобного и никак иначе".

Вопрос: Днем вы говорили о том, что эксперимент мышления в ХХ веке печально закончился потому, что как раз этого ценностного параметра там не присутствовало.

П.Г.: Ну, что значит "печально"? Он закончился так, как закончился. Мы просто сегодня, стоя на наших ценностных позициях, считаем, что такой конец печален. Т.е. в этом смысле, наверное, мы с вами не расходимся в том, что опыт массовой смерти, принесенный мировыми войнами и революциями, как минимум, печален, а возможно даже – драматичен. Да? Хотя, обратите внимание, существует огромное число деятелей (конкретных, исторических), которые считали, что это – цена.

Реплика: Нормальная…

П.Г.: Ну, не знаю, нормальная или не нормальная; во всяком случае – которую можно заплатить. Понимаете, а дальше начинается очень сложная система вопросов, потому что, например, положите на одну чашу весов индустриализацию, которая произошла между войнами (в том же самом Советском Союзе), а на другую чашу весов эти, так сказать, миллионы жизней. И чего? Вам очевиден ответ. Да? Обратите внимание, что есть масса людей, которым выбор и ответ не очевиден. И либо мы должны сказать, что они не люди (как же так: слезинка-то?), либо мы должны признать существование такого Другого, который в этом балансе считает, что индустриализация ценнее, а следовательно, он и еще раз сделает то же самое. Во всяком случае, он готов это сделать. Сегодня. Сейчас. В данный момент времени, когда мы с вами здесь сидим, он это делает. И как – с шансами и рисками?

Олег: Последний дурацкий вопрос.

П.Г.: Вопросы не бывают дурацкие, ответы только бывают дурацкие.

Олег: Спасибо. Так вот, все равно я, видимо, неадекватно понимаю смысл вашего ответа, поскольку что происходит? – вы мне говорите: приходят люди с предметными флажками, либо люди вышедшие из ОДИ и вообще у них есть, о чем спросить. И не важно: в эту схему или не в эту. Причем сами вы им отвечаете с большим удовольствием и не говорите, что делаете, хотя они явно занимаются не предложенной темой. И вы мне говорите: молодой человек, вы оформите свою позицию, придите и задавайте мне тоже вопросы влево, а я не хочу влево, я хочу вот в эту картинку задавать. А как мне оформится так чтобы задавать вопросы в картинку?