Идея мыследеятельности. Схема МД как общественный идеал, страница 2

Итак, коммуникация и понимание, рефлексия собственных действий и собственных способов работы и рефлексия ситуаций коллективной работы, коллективной коммуникации, и определенная совокупность категорий как наиболее высоких средств организации мышления. Выработаны были эти техники и технологии МД в довольно специфической ситуации. А именно: когда перед коллективом людей, пришедшим из совершенно разных научных и философских дисциплин, была поставлена сверхзадача разработать теорию мышления. Эта задача (вот в такой отчетливой формулировке) возникла в конце 50-х годов. Может, в какой-то форме – даже в конце 40-х. Она была опубликована и предъявлена как публичная программа где-то на рубеже 54-55 года. Будучи, или именно благодаря тому, что будучи непроясненной, неясной (как по своим возможным продуктам, так и по своим средствам исполнения), она объединила и стянула вокруг себя целый ряд интересных людей, пришедших из самых разных областей – из языкознания, из психологии, из социологии, из философии (причем, как из логики: формальной логики, математической логики, – так и из спекулятивных разделов философских дисциплин); сформировала такую сплоченную группу. И эта группа какое-то время безрезультатно, но очень целенаправленно строила теорию мышления. В свое время на меня произвела очень большое впечатление одна история из воспоминаний о Гильберте. Когда Гильберт уже был достаточно пожилым человеком, на какой-то встрече одна журналистка спросила его: "Скажите, а что вы считаете целью, которую сегодня может ставить перед собой человечество?", на что Гильберт хмыкнул и сказал, что такой целью является "поймать муху на Луне". И в зале возникла оторопь. Он на все это посмотрел и говорит: "Ну, вы думаете: старик сошел с ума. Нет. Давайте с вами разберемся: для того, чтобы поймать муху на луне, надо, во-первых, долететь до Луны, во-вторых, так развить там условия, чтобы возникла столь высокоорганизованная форма материи, или высокоорганизованная форма живого, как муха. И наконец, поймать ее". После этого он оглядел зал и сказал: "Вы представляете, сколько интересных вещей мы получим, двигаясь по этому пути". В принципе, задача построения теории мышления была похожа на задачу "поймать муху на Луне". Она была столь же странной, потому что совершенно неочевидно, что возможна теория о мышлении, тем более, теория мышления. Во-вторых, совершенно непонятно, если она возможна, то кому она на фиг нужна, т.е. кто ею будет пользоваться и зачем. И наконец, совершенно непонятно было бы, если она все таки кому-то бы и понадобилась, то зачем для ее построения с самого начала нужно собирать такую неудобную конструкцию из разных специалистов и профессионалов, которая заведомо сама своим функционированием создает препятствия на пути достижения этой задачи, т.е. делает невозможным построение теории, а, скорее, выводит к другим единицам. Но сколько полезных вещей можно построить, двигаясь по этому пути. В этом плане возникло кружковое объединение, которое отработало на себе определенный аппарат технических приемов организации коммуникации, понимания и рефлексии, в том числе, наверное, и мышления (по сопричастности к этому – и мышления), построило целый ряд интересных разработок в области системного подхода, в области так называемой содержательно-генетической логики, в области эпистемологии, герменевтики, хотя многие из этих продуктов не были в дальнейшем вписаны в эволюционное развертывание этих дисциплин. И потом, в какой-то момент кружковая работа была вытеснена работой другого плана, а именно работой в более открытом пространстве, получившем название ОДИ.