Управление качеством: Учебное пособие, страница 3

Одним из самых распространенных недоразумений по поводу интерпретации слова "качество" является противопоставление "Роллс-Ройс" и "Мини". У какого автомобиля качество "выше"? Обе машины были построены для удовлетворения потребностей человека, но технические характеристики "Роллс-Ройса" выше, чем "Мини". Что же мы делаем, сравнивая две вещи, которые имеют одинаковую основную цель — т.е. транспортировку, но спроектированы они так, чтобы удовлетворять различным потребностям. Здесь мы имеем различие в классе. "Роллс-Ройс" по классу выше, чем "Мини", но не выше по качеству. Под это же самое определение попадает пятизвездочная гостиница, которая по классу выше, чем трехзвездочный отель.

Класс наследуется товаром, в то время как качество зависит от того, как хорошо товар отвечает потребностям.

В соответствии со стандартом ISO 8402, определение качества следующее:

"Совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности".

Это определение заключает в себе ряд черт, таких, как соответствие цели, надежность, высокая вероятность заключения сделки, соответствие требованиям и удовлетворение спроса покупателей. Нельзя сказать, что все эти концепции новые, они применялись в разных странах и раньше.

Но требовались не только эти концепции понятия качества, требовались также и доказательства того, что они присущи товарам и услугам.

Китайские императоры требовали от поставщиков клеймения своего товара, чтобы потом эти производители и товар могли быть определены и отслежены. Если товар не соответствовал предъявленным требованиям — применялось наказание, чаще всего смерть. Это первые уроки по принципу: "Предотвращение лучше, чем лечение".

Вот более свежие примеры:

1 Пробы золота и серебра, использующиеся для выявления качества или чистоты золота и серебра, содержащихся в продукции. Это положение было представлено в стандарте и используется по сей день.

2 Марки Гильдии Купцов — для подтверждения качества товаров, поставляемых Гильдией.

Важно помнить, что эти примеры иллюстрируют только отдельный товар или отдельное свойство товара, удовлетворяющее требованиям качества. Это совсем не предполагает, что следующий произведенный товар будет качественным.

Основные понятия в области качества продукции:

Оценка уровня качества продукции — совокупность операций, включающая в себя выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.

Базовое значение показателя качества продукции ‑ значение показателя качества продукции, принятое за основу при сравнительной оценке ее качества.

Годная продукция — продукция, удовлетворяющая всем установленным требованиям.

Брак ‑ продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов.

Брак исправимый — брак, в котором все дефекты, обусловившие забракование продукции, являются устранимыми.

Брак неисправимый — брак, в котором хотя бы один из дефектов, обусловивший забракование продукции, является неустранимым.

Дефект ‑ невыполнение заданного или ожидаемого требования, касающегося продукции (услуги), а также требования, относящегося к безопасности. Дефекты бывают малозначительными, критическими, устранимыми, неустранимыми, скрытыми, явными.

Контроль ‑ деятельность, включающая в себя проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценку одной или нескольких характеристик объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения, достигнуто ли соответствие по каждой из этих характеристик.

Проверка — подтверждение путем экспертизы и представления объективного доказательства того, что установленные требования были выполнены.

Прослеживаемость — способность проследить предысторию, использование или местонахождение объекта с помощью идентификации, которая регистрируется.

Система контроля ‑ совокупность средств контроля, исполнителей и определенных объектов контроля, взаимодействующих по правилам, установленным соответствующей документацией.

Идентификация — установление соответствия распознаваемого предмета своему образцу.

Клеймо — знак, удостоверяющий качество изделия.

Клеймение — нанесение на изделие знаков, удостоверяющих его качество.

Маркировка — совокупность знаков, характеризующих изделие, например: обозначение, шифр, номер партии плавки, товарный знак, марка материала.

Маркирование — нанесение на изделие знаков, характеризующих это изделие.

Этикетирование — снабжение продукции одинакового назначения бирками, этикетками и ярлыками.

1.3 Качество продукции и процесс производства

Качество продукции зависит от качества множества ее составляющих частей и процессов производства. Если рассматривать самолет как продукцию, состоящую из его частей (крыла, фюзеляжа, оперения, двигателей и агрегатов: обшивки, продольного и поперечного набора, крепежа и т.д.), станет понятным, что качество самолета состоит из качества многих тысяч входящих в него деталей, нормалей, узлов, сборок и покупных комплектующих изделий (ПКИ). Каждая входящая деталь, нормаль и ПКИ должна соответствовать требованиям, установленным в технических условиях (ТУ) на изготовление и приемку самолета.

Качество продукции зависит от многих условий, связанных между собой в производственном процессе.

К основным условиям, влияющим на качество продукции, относятся:

-  качество проекта. Самолет должен иметь сертификат типа конструкции;

-  производственный персонал, имеющий соответствующую квалификацию;

-  конструкторская, технологическая и производственная документация, соответствующая требованиям стандартов, производственных инструкций (ПИ) и технических условий (ТУ);

-  используемые материалы, полуфабрикаты (заготовка, штамповка и др.), готовые изделия  (ГИЗы) и покупные комплектующие изделия (ПКИ);

-  технологическое оборудование (станки, прессы, установки);

-  средства измерения, метрологическое оборудование;