Место и роль человека в системе современных производительных сил. Человек как субъект и объект«Научно-технической цивилизации» в технократической теории Х.Шельского, страница 7

Тезис о стабилизации западного «индустриального общества», провозглашение тягчайших противоречий, неотъемлемых от реализации научно-технической революции в условиях капитализма, «пережитками» дра­матизирующего исторического мышления дают все основания признать в Шельском идеолога консерватиз­ма, оформившегося в четкую политическую позицию буржуазной реакции несколько позже. Ставя в тео­рии насущный вопрос о ширящемся все более характе­ре научно-технического производства, об универсалист­ских тенденциях науки, подчеркивая тот важный факт, что в условиях развертывающейся НТР коренное, сущностное изменение претерпевают все формы жизнедея­тельности людей, Шельский, однако, возводит это в абстрактно-универсальный принцип, за которым фак­тически пытается скрыть глубоко отчужденный харак­тер индустриального труда в условиях капитализма, социальную сущность этого явления.

Видя рутинность отживших свое буржуазных ин­ститутов, служащих помехой тем новым перспективам, которые открывает научно-техническая революция, Шельский считает необходимым отрицать весь мир исторической, гуманитарной по преимуществу культу­ры исключительно в угоду новому, техническому «им­перативу» капиталистического государства. Так в свое время Шпенглеру зыбкость, нереализуемость многих либеральных лозунгов показалась достаточным основа­нием, чтобы выдвинуть общую концепцию «космиче­ской» обреченности западной культуры.

Однако - и здесь вступает в силу второй лейтмотив философии Шельского - все это не означает, что во­просы типа «где мы находимся», «куда движемся» и т. п. лишены для общества значения. Нужно только признать, что наних не может быть дано научного ответа, поскольку они продиктованы исключительно душевными, эмоциональными побуждениями. Все же Шельского немало занимает роль рефлексии в этих условиях: невольно сказалось «некритическое насле­дие» европейской философии человека. Так, если, подчиняя социальные проблемы «монизму» замкнутого круга рационального производства (и основанного на этом принципе «технического государства»), Шельский легко приносит в жертву «общество», то с индивидом, с его личностными измерениями, он расстаться медлит. Шельский явно пытается апеллировать к духовным ресурсам, которыми индивид располагал до сих пор, и которые считала его достоянием историческая куль­тура.

В весьма атомарном - и по существу трагически «внесоциальном» плане - Шельский пытается решить вопросы морали. Мораль общества на современном эта­пе, отмечает он, характеризуется необыкновенной абст­рактностью, «всеобщностью», она не дает достаточных оснований для принятия решения; сложность сегод­няшней жизни выдвигает слишком много «за» и «про­тив»; поэтому развивать мораль общества не имеет смысла; единственная путеводная нить в наш век - это обостренное нравственное чувство индивида, вос­приимчивость к нравственным коллизиям, бескомпро­миссное чувство ответственности.

Такой подход можно было бы счесть почти экзи­стенциалистским, однако надо сказать, что в противо­положность экзистенциалистам Шельский вовсе не счи­тает современников, членов «массового общества», менее нравственными, чем их предшественники, просто мораль в современных обществах, лишившись прежних конкретных содержаний, предлагает слишком общие положения (истина, справедливость, интеллектуальная честность и т. п.), которые допускают беспредельную гамму толкований и по существу бесплодны, ибо рав­но способны обосновать любой выбор.

Рефлексия и эмоции, в каком-то смысле оказавшие­ся на периферии общества «рационального производ­ства», составили основу современного искусства. Субъективность - продукт историко-философской реф­лексии - теперь является исключительно художествен­ной задачей. Шельский подчеркивает необходимо фрагментарный характер подобной рефлексии: сущ­ность, специфика произведений искусства - продукта такой рефлексии - в незавершенности, открытости.

Это многочисленные дневники, «записки» - вечно воз­обновляющиеся попытки найти ответ на сформулиро­ванный выше вопрос. И, напротив, сегодня художники, стремящиеся к созданию монументального эпического образа действительности, выглядят, по мнению Шельского, архаичными, художественная ценность их работ значительно ниже. Произведение как ответ - это не­обязательное, произведение как возобновляющийся вопрос - это все. Сегодня, пишет Шельский, уже не объекты сознания, а ступени рефлексии, ее самоуглуб­ления, направленность на себя намечают ориентиры, дают человеку самоопределиться. Правда, эти вопросы «не поднимают нас в гору, откуда можно было бы спокойно созерцать все вокруг, а лишь не дают упасть, когда мы продираемся сквозь джунгли...».

«Где мы сейчас находимся?.. Сами по себе ответы на подобные вопросы ничего не значат. Надо продол­жать думать; надо отваживаться на такую жизнь».

В итоге следует подчеркнуть, что в концепции науч­но-технической цивилизации Шельского в парадоксаль­ном, «перевернутом» виде находит свое отражение реальная проблема современности: недостаточное уча­стие человека в сознательном творении окружающего мира. Отброшен вопрос о «смысле целого», остается лишь чистое «функционирование», - а функционирова­ние не есть деятельность культуры; тем самым надеж­ды Шельского на воссоединение цивилизации с куль­турой на технократической основе лишаются всякой почвы. Культура - это и есть вопрос о смысле целого. В этом отношении субъект у Шельского не просто «ли­митирован»: он только объект технического развития, и ничего более.

Не случайно после стремления возвеличить «фау­стовский» дух современности, инженерный, конструк­тивный гений человека Шельский в заключительном разделе статьи «Человек в научной цивилизации» с ха­рактерным названием: «Что же тогда значат: ,,человек", „душа", „бытие человека как субъекта"?» де­монстрирует поистине пораженческий пессимизм.